Папистские притязания Константинополя

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

 

Папистские притязания Константинополя

epa06654667 Ecumenical Patriarch and Archbishop of Constantinople Bartholomew I (C), a spiritual leader of the Orthodox Christian around the world, attends the easter ceremony at St George Church in Istanbul, Turkey, 08 April 2018. Greek Orthodox believers celebrate their Easter holidays according to the old Julian calendar. Orthodox Christians celebrate the resurrection of Jesus Christ, which is the most important religious festival. EPA-EFE/SEDAT SUNA

Мы неоднократно, и ещё совсем недавно, затрагивали вопрос папистских притязаний константинопольских патриархов и всё хотели более основательно изучить и представить эти грубые нарушения православной экклезиологии и превратное истолкование канонических правил, что может быть прослежено, как в исторической, и даже глубоко исторической перспективе, так и в современной, сегодняшней ситуации в деле т. н. попыток дарования Украйне томоса об автокефалии. И тут получили от Епископа Дионисия /Алферова/ научное исследование, изучающее именно этот вопрос, начиная с времён Вселенских Соборов и до наших дней. Обширность этого труда, фактически глава из готовящейся книги, не позволяет быть напечатанной полностью на «Карловчанине», поэтому, с разрешения автора, мы значительно сократили текст, оставив то, что, нам кажется, может помочь понять и оценить сегодняшние распри, надеясь, что сокращенный вариант не искажает общего смысла труда.

Для утверждения своих властолюбивых вожделений, Константинополь обычно ссылается на Халкидонский собор, четвёртый Вселенский. Как и для всех Соборов, его главной целью было разбирать богословские разногласия и установить правую веру в важнейшем вопросе, в данном случае — догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа. Другим важным делом было издание 30 канонов, вошедших в Книгу Правил. Среди этих канонов, 28-ое правило занимает особое место. В нём подтверждается принятое уже Вторым Вселенским Собором постановление о возвышении, на второе почётное в Церкви место, после Рима, новой столичной кафедры Империи. Важно то, что чётко указана причина предоставления первенства чести в Церкви : «поелику то былъ царствующiй градъ», вне каких либо догматических оснований, в обоих случаях, как для нового, так и для старого Рима. Третья составная Собора, увы самая мало известная, это соборные прения, фиксированные в соборных деяниях. И эти прения особо полезны нам для правильного уразумения изучаемого здесь вопроса, из чего ясно видно, что в них указаны строго определённые канонические границы для столичного архиерея. В ряде разбираемых на том Соборе канонических споров, оспаривались в частности константинопольские претензии. Видно, что тогда уже Константинопольский престол пытался установить для своей кафедры первенство власти, вместо первенства чести, предоставленного ему в силу тогдашней политической обстановки, которая с тех пор, как известно, значительно потускнела : столица христианской Империи превратилась сперва в мусульманскую столицу султана, а теперь ещё в нечто иное, никакого отношения не имеющее с обстоятельствами, послужившими её возвышению в конце четвёртого, начале пятого веков. Однако, никто не помышляет пересматривать сегодня существующий порядок старшинства чести поместных Церквей, но, как видно, не безполезно напомнить эту церковно-каноническую истину, как и подчеркнуть, что широко используемый чисто почётный титул «вселенский» не представляет никакого канонического значения, и только по доброй традиции сохранился до настоящего времени.

Но Константинополь, играя именно этим пышным прилагательным, претендует на власть над всей диаспорой вообще, ссылаясь в частности на неправильную интерпретацию 28-го правила, будто дающего ему право поставлять епископов, и вообще господствовать, в варварских землях (в правиле говорится «у иноплеменников, т. е. не греческого населения) по всей вселенной, тогда как в правиле определённо говорится о проживающих в Понтийской, Ассийской и Фракийской областях. Иными словами канон ставит тут определённые границы распространению власти Константинополя, а никак не расширяет её на всю вселенную.Процитируем в русском переводе этот пассаж 28-го правила : «Посему токмо митрополиты областей, Понтiйской, Ассiйской и Фракiйской, и также епископы у иноплеменниковъ вышереченныхъ областей, поставляются отъ вышереченнаго святейшаго престола святейшей Константинопольской Церкви : каждый митрополитъ  вышеупомянутыхъ областей, съ епископами области, должны поставлять епархиальныхъ епископовъ, какъ предписано Божественными правилами».

На основании своего неверного истолкования правила, Константинополь уже веками грубо нарушает каноническое право и права Церквей-сестёр. Эти нарушения особо проявились в ХХ-ом веке, а сейчас доходят до какого-то пароксизма и абсурда вплоть до того, что некоторые не боятся ставить под сомнение автокефальность Русской Церкви на том основании, что Константинополь никогда не подписывал соответствующего томоса ! Надо ли напомнить заядлым фанариотам, в каких обстоятельствах и по какой причине Русская Церковь стала автокефальной ? Ради милосердия покроем наготу отца, вернее матери … Казалось бы должно быть доступным каждому здравому уму, что православному негоже требовать каноническую справку у еретика. Этого должно было бы быть достаточно. Вообще, читая сейчас авторизованных представителей Константинополя, постоянно сталкиваешься со сплошным ревизионизмом всей истории и всего бытия Православия. Так, например, будто один только Константинопольский патриарх уполномочен провозглашать автокефалии ! Выходит, что Константинополь является матерью всех Церквей, а все прочие Церкви её маленькие дочурки! Откуда это взято? Всё чаще одну чушь плетут. Порошенко, можно подумать, немало шоколадок вложил им в карман. Но – шутки прочь. Порошенко конечно слишком маленькая пешка – за спиной п. Варфоломея стоит Америка, а он является жалкой пешкой в её руках и гибким орудием её геополитической деятельности.

Давно уже Константинополь перестал быть «градомъ царя и синклита», но пытается продолжать почивать на лаврах своего блестящего прошлого. Сегодня бывшая Цареградская кафедра буквально живёт под перфузией в обстановке, где скоро будет у неё больше архиереев, чем пасомых. Вот почему, постоянно выдумывая себе новые права и полномочия, не брезгает идти на любые шаги, позволяющие ей расширить свою видимость, прикрывая тем самым действительность. В этом отношении понятно, каким глотком кислорода стал в тридцатых годах переход под её омофор значительной части русской диаспоры в Европе со знаменитым парижским Богословским институтом, чьи профессора стали один за другим сочинять фабулы о преемстве Константинополя, над которыми сами сейчас посмеиваются.

То, что сейчас происходит между Москвой (МП), Киевом (УПЦ МП) и Константинополем (КП) не имеет к нам прямого отношения, так как ни с одним из них не находимся в евхаристическом общении, не говоря даже о т. н. «патриархе» Филарете. Тем не менее весьма поучительно наблюдать над поведением Константинополя, который в этом деле, можно сказать, превосходит самого себя. Более грубого и безспорного нарушения самых основных канонических правил трудно вообразить, а тем не менее происходит оно под шумное рукоплескание и одобрение значительной части церковных светил, среди которых не последнее место занимает прославленный блогер-протодиакон.

Подведём на сегодняшний день краткий итог возникшего положения в этой доселе братской семье : КП состоит в полном евхаристическом общении с УПЦ МП и только её признаёт законной и канонической Церковью на Украйне. Тем не менее, вторгаясь на чужую территорию (что является вопиющим нарушением самых азов канонических правил) без благословения и против открыто высказанной воли УПЦ МП назначает там своих экзархов ! Представим себе обратную картину – сколько криков и воплей было бы, если бы любая Церковь поступила одинаковым образом на константинопольской территории ! Но, как выше сказано, у КП есть задание, которое должно быть выполнено. Но – как ?! Своего рода квадратура круга… Итак, наблюдаем, как пытаются насильно вручить свой томос Церкви, которая и слышать о нём не хочет, зато всякие раскольники, с которыми ни она, ни какая либо Церковь и не хочет, и не имеет общения, только и мечтают получить этот томос, который превратил бы их из раскольников в порядочных, политкорректных духовных лиц. Разумеется, Константинополь не может идти на такую низость в силу своей «вселенскости» и своего первенства чести среди Православия и поэтому ищет, как решить эту сложнейшую задачу. Один из возможных вариантов – предложить этим раскольникам отказаться от своих санов, возложить на них руки и так станут они чистенькими и можно будет с минимальным ущербом и риском кому-то наконец-то передать этот томос. Беда только в том, что – во всяком случае пока – это предложение не встречает одобрения со стороны раскольников.

О том, что о таком варианте подумывают, видно из слов официального представителя Вселенского патриархата архиепископа Иова /Геча/, с сожалением констатирующего, что МПне в состоянии уврачевать церковный кризис, разрывающий украйнских православных на три соперничающие юрисдикции : «Наверное поэтому Православная Церковь в России, под влиянием каких-то политических факторов, не имеет возможности обеспечить единения православных верующих Украины, не стремится вести диалог с теми, кто по каким-то причинам оказался за пределами канонической церковной ограды, а значит и не стремится найти оптимальные средства канонической икономии для возвращения этих верных в лоно Вселенской Церкви». Прямой вывод из этого сетования – раз МП не желает найти пути для разрешения кризиса, то КП, ради спасения душ и с целью учредить порядок на украйнской земле, не погнушается прибегнуть к «оптимальным средствам канонической икономии». Почва готовится.

Тот же Тельмисский архиепископ Иов с невозмутимым апломбом твердит, что Украйна всегда была канонической территорией Вселенского патриархата и никогда не принадлежала любой другой поместной Церкви ! По его логике выходит, что Русская Церковь в течении веков грубо попирала каноны, незаконно вторгаясь на каноническую территорию КП. Удивительно только одно –почему столь щепетильный в вопросе своих прав Константинопольский патриархат, поскольку нам известно, никогда не поднимал этого вопроса до сего дня ?

Московская патриархия угрожает, что всё это кончится очередным пролитием крови, своего рода новой «варфоломеевской ночью» и невиданным доселе по своему масштабу расколом в Церкви, тогда как п. Варфоломей спокойно заверяет : «Мы не боимся угроз /…/ Вселенский патриархат неуклонно прогрессирует в исполнении священных апостольских правил». Галльский митр. Эммануил столь же спокойно уверяет, что не видит угрозы раскола. А арх. Иов /Геча/ не боится раскола и предлагает «изучать историю Православной Церкви по текстам и документам, а не по созданным мифам и фальшивой историографии». Не знаем насколько архиепископ Иов, хоть и является доктором богословия и профессором, компетентен в вопросе истории Церкви, зато знаем о его пастырских и дипломатических дарованиях : не устоял двух лет во главе Западно-Европейского экзархата из-за постоянных конфликтов с подведомственным духовенством, чуть не приведших к полному краху Экзархата. Он фактически был с треском изгнан с кафедры верующим народом – довольно редкое явление. Константинопольскому патриарху пришлось его срочно сместить, когда дело дошло до того, что Свято-Сергиевский богословский институт, из-за острых конфликтов с ним, прекратил свою деятельность на целый академический год. Но можно ли считать наказанием, ссылкой, то, что за своё недопустимое поведение этот вернейший ученик п. Варфоломея был направлен во Всемiрный Совет Церквей в Женеве, где он официально несёт теперь голос своего учителя, представляет Вселенский патриархат, активно участвует в разработке его церковной политики, являясь одновременно сопредседателем православно-католической комиссии по богословскому диалогу.

Неутешительная картина. Чем всё это кончится ? Крахом ли в среде официального Православия или будет это просто очередной перипетией в длинной чреде всяких беззаконий, творимых как Московской патриархией, так и Константинопольским патриархатом и со временем сойдёт, как ни в чём ни бывало ? Будущее покажет.

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

Источник: http://www.karlovtchanin.eu/index.php/istoriatcerkvi/868-papistskie-prityazaniya-konstantinopolya-protodiakon-german-ivanov-trinadtsatyj