Мюнхен 25 Августа 1945
No. 318
Его Превосходительству Генералу Двайту Д. Айзенхауеру, Главнокомандующему Войсками США заграницей.
После семи летъ ужасной войны – солнце мира взошло надъ страждущей землей. Этотъ миръ завоеванъ героизмомъ Союзныхъ Войскъ и мудростiю, отвагой и самоотверженной доблестью ихъ вождей. Среди ихъ именъ – Ваше имя стоитъ на первомъ месте. Эти имена будутъ благословляться теми народами, которымъ победа Союзныхъ Войскъ вернула свободу.
Съ чувствомъ глубокаго удовлетворенiя эта победа была встречена беженцами изъ разныхъ странъ, которые сейчасъ проживаютъ въ Германiи. Некоторые изъ этихъ беженцевъ были вывезены изъ странъ, оккупированныхъ немцами, насильственнымъ путемъ. Чемъ труднее была ихъ жизнь на чужбине, чемъ тяжелее ежедневный трудъ и лишенiя, – темъ больше они стремились вернуться домой, къ своимъ роднымъ.
Только одни русскiе, которыхъ въ Германiи было больше, чемъ представителей любой другой нацiи, были лишены этой радости. Они были принуждены оставаться на чужбине потому, что между ними и ихъ Домомъ – стена, переступить которую не позволяетъ имъ ихъ совесть и здравый смыслъ. Психологически, многимъ людямъ ихъ трудно понять. Трудно понять людей, которые предпочитаютъ тяжелую жизнь на чужбине возвращенiю къ себе домой. Да, это вопросъ, который уже давно требуетъ самого тщательнаго рассмотренiя друзьями русскаго народа и всеми интересующимися судьбами русскаго народа и Россiи…
Русскiе, конечно, любятъ свою родину не менее, чемъ французы, бельгiйцы или итальянцы любятъ свою. Русскiе тоскуютъ по родине. Если, несмотря на это, они все же предпочитаютъ оставаться на чужбине, не имея жилища, часто будучи голодными и не имея юридической защиты, то это только по одной причине: они хотятъ сохранить самую большую драгоценность на этой земле – свободу: свободу совести, свободу слова, право на собственность и личную безопасность. Многiе изъ нихъ уже состарились и хотели бы умереть на родине, но это невозможно, покуда тамъ господствуетъ власть, которая основана на терроре и подавленiи человеческой личности.
Я долженъ со скорбью свидетельствовать, что это продолжается и сейчасъ, после окончанiя войны. Этотъ фактъ засвидетельствованъ теми изъ нашихъ соотечественниковъ, которые поехали туда по своей собственной воле или же въ результате пропаганды, – и въ ужасе вновь бежали оттуда. Замечателенъ тотъ фактъ, что не только интеллигенцiя, но и крестьяне и простые рабочие, которые покинули Россiю после 1941 года, когда она вступила въ войну, и которые были воспитаны въ условiяхъ советской жизни – не желаютъ возвращаться въ Советскую Россiю. Когда пробовали ихъ депортировать силой, они взывали въ отчаянiи и молили о милосердiи. Они даже иногда кончаютъ самоубiйствомъ, предпочитая смерть на чужой земле, чемъ возвращенiе на родину, где ихъ ожидаютъ одни страданiя.
Такое трагическое происшествiе имело место 12 Августа въ Кемптене. Въ этомъ месте, въ лагере Ди-Пи, – большое скопленiе русскихъ эмигрантовъ, т.-е. людей, которые покинули Россiю вскоре после революцiи, а также бывшихъ советскихъ гражданъ, которые несколько позднее выразили свое желанiе остаться заграницей. Когда американскiе солдаты явились въ лагерь съ целью разделить этихъ эмигрантовъ на две категорiи и выдать бывшихъ советскихъ граждан въ советскiе руки, то они нашли всехъ эмигрантовъ въ церкви, горячо молящихся Богу, дабы Онъ ихъ спасъ отъ депортацiи. Будучи крайне беззащитными и покинутыми, они считали Церковь своимъ последнимъ и единственнымъ убежищемъ.
Никакого активнаго сопротивленiя не было оказано. Люди, стоя на коленяхъ, только молили о помилованiи, стараясь, въ полномъ отчаянiи, целовать руки и даже ноги офицеровъ. Невзирая на это, они были силой изгнаны изъ церкви. Женщинъ и детей солдаты волокли за волосы и били. Даже священниковъ не оставили въ покое. Священники всячески старались защитить свою паству, но безуспешно. Одного изъ нихъ, стараго и уважаемаго священника, выволокли за бороду. У другого священника изо рта сочилась кровь, после того какъ одинъ изъ солдатъ, стараясь вырвать изъ его рукъ крестъ, ударилъ его въ лицо. Солдаты, преследуя людей, ворвались въ алтарь. Иконостасъ, который отделяетъ алтарь отъ храма, былъ сломанъ въ двухъ местахъ, престолъ былъ перевернутъ, несколько иконъ были брошены на землю. Несколько человекъ было ранено, двое пытались отравиться; одна женщина, пытаясь спасти своего ребенка, бросила его въ окно, но мужчина, который, на улице подхватилъ на руки этого ребенка, былъ раненъ пулей въ животъ.
Можно себе легко представить, какое огромное впечатленiе произвелъ этотъ случай на всехъ свидетелей. Особенно онъ потрясъ русскихъ, которые никакъ не ожидали такого обращенiя со стороны американскихъ солдатъ. До сихъ поръ они видели отъ нихъ лишь помощь и поддержку. Американскiе власти всегда оказывали уваженiе и доброжелательство русскимъ церквямъ и церковнымъ организацiямъ. Надежда на защиту доблестной Американской Армiи и побудила такъ многихъ русскихъ стремиться попасть въ американскую зону оккупацiи.
Считая трагедiю въ Кемптене единичнымъ случаемъ, имевшимъ место по недоразуменiю, русскiе люди твердо верятъ, что ничего подобнаго никогда больше не повторится. Они надеются, что имъ, какъ и раньше, будетъ оказана благожелательная помощь. Они уверены, что победоносная Американская Армiя, Армiя страны, которая славится своей любовью къ свободе и человечеству, пойметъ ихъ желанiе отстаивать свои наилучшiе нацiональные и религiозные идеалы, ради которыхъ они страдаютъ уже более 25 летъ.
Мы съ радостiю отмечаемъ, что мы, русскiе эмигранты въ Европе, не одиноки въ этомъ отношенiи. Недавно мы получили сообщенiе отъ епископовъ нашей Церкви въ Соединенныхъ Штатахъ о томъ, что они не согласились признать новоизбраннаго патрiарха въ Россiи. Они считаютъ, что было бы несовместимо съ ихъ чувствомъ достоинства и священнической совестiю быть въ подчиненiи у учрежденiя, которое находится подъ полнымъ контролемъ Советскаго правительства, старающагося воспользоваться этимъ въ своихъ целяхъ. Голосъ нашихъ собратьевъ говоритъ объ убежденiи ихъ многочисленной паствы въ США.
Мы укрепляемся въ вере, что стоимъ на правильномъ пути, отстаивая свою независимость отъ московскихъ церковныхъ и политическихъ властей до времени установленiя новаго порядка въ нашей стране, основаннаго на принципе истинной демократiи, т.-е. свободы, братства и справедливости. Одержавъ славную победу вместе со своими союзниками, и раздвинувъ свои границы, Россiя могла бы стать самой счастливой страной, если бы она вернулась къ здоровой политической и соцiальной жизни.
Будучи уверенными, что победа вечной правды наконецъ восторжествуетъ, мы всегда молимся, чтобы настали для нея, – Россiи, – какъ можно скорее лучшiе дни, и чтобы миръ и благополучiе во всемъ мiре установились бы по прошествiи дней войны.
Благословенiе Господне да будетъ на Васъ. Вашъ покорный слуга
Митрополитъ АНАСТАСIЙ.
Меморандумъ.
Разрешите приложить къ этому письму МЕМОРАНДУМЪ, въ которомъ выражены пожеланiя русскихъ эмигрантовъ, имеющiе отношенiе къ темъ фактамъ, которые я упомянулъ въ моемъ письме.
1. Мы просимъ, чтобы русскiе, которые не считаютъ себя советскими гражданами и живутъ на территорiи Германiи, оккупированной Американскими войсками, были бы защищены отъ насильственной репатрiацiи, невзирая на срокъ, когда они покинули Россiю.
2. Мы просимъ признать ихъ безподцанными – политическими эмигрантами, и отдать приказъ местнымъ властямъ выдать имъ документы, свидетельствующiе объ этомъ.
3. Мы просимъ разрешить русскимъ эмигрантамъъ сформировать нацiональные комитеты, на подобiе техъ, которые формируются югославянами, литовцами, поляками и другими. Нацiональные комитеты смогли бы защищать ихъ интересы и быть посредниками между ними и Военнымъ правительствомъ, предоставляя ему нужную информацiю.
4. Мы просимъ предоставить русскимъ эмигрантамъ работу, которая дала бы имъ возможность заработать себе на жизнь, а старымъ, больнымъ и слабымъ предоставить убежище до того срока, когда русскiе смогутъ вернуться на свою родину.
Источник: https://afanasiy.net/pysmo-eizenhaueru-ot-synoda-russkoi-pravoslavnoi-cerkvy-za-granycei-1945
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.