По юбилейному поводу на не юбилейные темы…
Е.В. Семенова и М.В. Назаров.
Елена Семенова (гл. ред журнала «Голос эпохи» и сайта «Русская стратегия«): Михаил Викторович! Поздравляю Вас с Праздником Воздвижения, а также с 20-летием издательства «Русская идея» и 10-летием сайта. Издательству и сайту — дай Бог успешного продолжения работы на благо России! Сейчас, когда после краткого периода консолидации 2014 года, наше патриотическое, бело-монархическое движение снова распадается, и снова рвутся связи, объединительная роль вашего ресурса и прилагаемого к нему Кольца ощущается особенно значимой.
Год остаётся до 100-летия революции. И к этому печальному юбилею наш «лагерь» приходит, к сожалению, в состоянии разобщённости, когда почти каждый — сам по себе. И это в то время, когда в стране идёт заметная раскачка сверху, снизу и с разных боков… Ещё раз дай Бог в наше предсмутное время дальнейшего развития сайту и издательству, ставшим несомненным ориентиром для многих русских людей!
Михаил Назаров: Елена Владимiровна, благодарю за добрые слова. Я очень ценю Ваши суждения, Ваши книги и общую трезвомыслящую аналитическую позицию, что в наше время в патриотическом движении редкость. Хотелось бы обсудить с Вами указанные проблемы.
Но позвольте начать с темы Вашего юбилейного поздравления. К тому же сообразил я только сегодня, что в этом году был и 40-летний юбилей моей публицистической деятельности. Где-то в мае 1976 года в парижской газете «Русская мысль» был впервые напечатан написанный мною текст – письмо в редакцию. Это был призыв посылать в СССР на разные адреса в формате обычных писем вырезки наиболее важных публикаций. У меня тогда это была чуть ли не идея фикс, поскольку, попав в эмиграцию, я наконец-то запоем стал читать очень важные для моего образования книги об истории, политике, смысле жизни и смысле мiроздания – и это сделало меня из антисоветчика-западника более русским. Остро сожалел, что всё это мне было недоступно раньше… И мне казалось, что если мои соотечественники в СССР всё это прочтут – многое там изменится. Зарабатывал на жизнь переводами, преподаванием, и все свои «лишние» деньги тратил на такие отправки по почте, на поиски иных путей переправки эмигрантской литературы в СССР (через иностранных студентов в московских вузах), постоянно возил ее в машине для передачи советским приезжим: в музеях, портах, останавливал машины «Совтрансавто» на автобанах.
Гл. редактор «Посева» Я.А. Трушнович, отв. секретарь М.В. Назаров, примерно 1982-84 гг. В то время это и был весь рабочий состав редакции ежемесячного журнала.
Вскоре и сам включился и в изготовление такой литературы, переехав в 1978 году из Мюнхена во Франкфурт, в издательство «Посев», где проработал почти десять лет. Это стало для меня и своеобразным «университетом» журналистики, издательского дела и политики, к тому же в энтээсовской среде был воспитующий климат некоего служебного ордена, в котором обтесывались мои недостатки. С благодарностью вспоминаю таких своих наставников из детей первой эмиграции, как Я.А. Трушнович, А.Н. Артемова, Л.А. Рар, А.Е. Ширинкина, Б.С. Брюно де ля Форж, Р.Н. Редлих, В.Д. Поремский, Е.Р. Миркович (ур. баронесса фон Кнорринг) и ее мама-фрейлина, А.П. Столыпин (сын главы русского правительства), много полезного мне преподал также глава НТС Е.Р. Романов (я потом подготовил книгу его воспоминаний «В борьбе за Россию»)…
И когда в 1994 г. вернулся в Москву, продолжил издательскую деятельность в том же духе здесь. Не сразу. Поначалу, уже с конца «перестройки», мои тексты охотно печатали все ведущие патриотические газеты и журналы. Но и немножко сокращали, правили, помещали в свой контекст, иногда весьма красноватый. При издании моей книги «Миссия русской эмиграции» сделали в ней оговорку, что не согласны с некоторыми главами. Поэтому я и решил стать сам себе издателем. Хотя большая часть изданных книг РИ принадлежит другим авторам, в том числе я перевел важные книги В. Шубарта и Э. Саттона.
На вчерашнем вечере в Славянском фонде я забыл уделить время этим своим объявленным в программе юбилеям и, благодаря вопросу гостя из Франции о. Евгения, вспомнил о них только в конце, когда осталось несколько минут. Второпях забыл даже поблагодарить своего верного помощника Н.В. Дмитриева. Без него моя издательская деятельность была бы еще более скромной. В 1990-е годы книги РИ выходили чаще и окупали себя (хотя единственным моим сотрудником-менеджером была Н.А. Фадеева, вносившая полезный организующий вклад), поскольку была возможность их распространения в церковной книготорговой сети. После «Письма 500» и тем более моей критики капитуляции синода РПЦЗ в конформистских объятиях патриархийного руководства – эти каналы для РИ оказались перекрыты. До сих пор много книг лежит на складе.
Правда, как раз в это время, в сентябре 2006 года, друзья в Швейцарии подарили мне сайт, и теперь основная деятельность издательства происходит в электронном виде. Это не новостной сайт, а образовательно-аналитический, обновления появляются примерно раз в неделю, но я стараюсь выбирать и комментировать наиболее важные темы, постепенно пополняется и Библиотека. Календарь «Святая Русь» также растет и превращается в справочник русского патриота и учебник русской истории. Администратор сайта талантливый программист А.О. Овсянников работает с самого начала практически безплатно, я оплачиваю лишь технические расходы и возникающие проблемы. В частности, год назад после украинского переворота ему из-за угроз пришлось бежать с семьей из Житомiра в Швейцарию, поскольку документы в РФ ему получить не удалось. И в Швейцарии пока что убежище получить не удается, у него лишь временное разрешение, поскольку «Украина теперь демократическая страна»…
Зато у Вас, Елена Владимiровна, книги выходят одна за другой, плюс журнал, плюс также несколько солидных ресурсов в интернете… Как Вам это удается?
Е.С.: История А.О. Овсянникова – к сожалению, очень типична. Для РФ. Получить гражданство у нас очень сложно не то, что беженцам, но даже ополченцам. Например, Деян Берич, один из самых известных героев ополчения, так и не смог получить необходимых документов. Слава Богу, его приютили в Абхазии, иначе у себя на Родине, в Сербии, он получил бы срок, как другие добровольцы. Такая же история с Мирославом Рогачом, словацким добровольцем, бывшим в плену с поэтом Юрием Юрченко. Человек целый год пытался оформить документы в РФ, хотел получить гражданство, но в итоге пришлось искать убежище в нейтральной стране… Это, конечно, весьма позорное положение дел.
Обложка первого номера журнала «Голос эпохи»за 2015 год
Что касается книг и ресурсов. Я никогда не задаю себе вопроса, «как удаётся», чтобы не уподобляться сороконожке из известной детской сказки. Началось всё с журнала «Голос Эпохи». Где-то с 2003-го года у меня зародилась идея создания нового литературно-общественного издания – хотя бы электронного. Я видела, что есть достаточно талантливых авторов, которых упрямо игнорируют известные «толстые журналы». Мне хотелось как-то исправить такое неправильное положение дел… В 2005-м году моя знакомая, не зная этой моей идеи, сама предложила мне сделать сайт под такой ресурс и научить меня техническим премудростям для дальнейшей с ним работы. В тот момент мне предстояла тяжёлая операция с более чем туманными перспективами, но, конечно же, это меня не остановило, и я принялась за создание «Голоса Эпохи». Близкие меня отговаривали, доказывая, что моя затея совершенно безперспективна, что всё равно ничего не получится. Но… Сейчас проекту «Голос Эпохи» 11 лет. Его печатной версии – 6. На наших страницах публикуются лучшие современные русские поэты и мыслители, почти каждый номер представляет лучших же современных художников.
Печатная версия «Голоса Эпохи» была для меня в течение 5 лет идеей-фикс. Я хотела, во что бы то ни стало, накопить достаточно денег и выпустить в свет хотя бы первый номер. Свои книги для меня оставались на втором плане. На пятый год на проект обратил внимание наш уважаемый издатель и сам предложил мне выпускать печатную версию. Если для версии электронной я освоила премудрости «сайтоделания», то, включившись в работу издательскую, самоучкой изучила фотошоп и вёрстку, чтобы самой полностью заниматься всей допечатной подготовкой книг и журнала. Работали (и работаем) мы втроём: я, наш издатель и его супруга. Не скажу, что нам было просто. Не скажу, что просто теперь. И журнал, и книги мы издаём очень небольшими тиражами, т.к. спрос на книгопечатную продукцию, увы, не столь велик, а договориться о реализации в регионах – вообще очень проблематично. Не говоря уж о какой-то рекламе. К тому же в финансовом отношении мы далеко не Крёзы, и нехватка рабочих рук подчас остро ощущается. Но, с Божией помощью, кое-что нам пока удаётся. Недавно нами издан сборник трудов православных святителей и мыслителей, посвящённый столь обострившемуся в этом году вопросу экуменизма. Сейчас у нас есть проект издания серии книг к 100-летию революции и начала Белой Борьбы. Пока не могу говорить о деталях, нужно сперва хотя бы первую книгу выпустить. Надеюсь, что всё-таки нам удастся наш замысел осуществить, и что он будет иметь интерес со стороны всех, кому близка «белая» тема.
При журнале у нас уже более 5 лет существует свой интернет-канал, значительная часть которого – это авторские передачи, фильмы, клипы, сделанные специально для этого канала. Для этого ответвления нашего проекта пришлось освоить видеомонтаж, научиться работать со звуком, худо-бедно овладеть дикторскими навыками…
Относительно других ресурсов, то всего у меня их накопилось, наверное, больше 20… Но главный сейчас – это «Русская Стратегия», открытый весной сего года. На него я постепенно переношу материалы с прежней своей «базы», сайта «Архипелаг Святая Русь», который, увы, устарел и технически и концептуально, а потому оставлен теперь лишь в качестве сайта-архива.
МН.: А что Вы имеете в виду, говоря, что «наше патриотическое, бело-монархическое движение снова распадается»? На Вашем примере я вижу наоборот: консолидацию единомышленников, хотя полных единомышленников всегда было не так много… К сожалению, многим нашим патриотам не хватает кому-то духовного образования и исторического кругозора, кому-то трезвомыслия, кто-то запоздало кичится своей доблестью в «антикоммунизме» и всё происходящее в мiре измеряет этим критерием…
Е.С. О расколе движения активно говорили в 2014-м году в связи с переворотом на Украине. Но тогда это было не вполне верно. Даже вовсе неверно. Отпадение некоторых лиц, оказавшихся на проверку украинскими патриотами и ненавистниками не режима РФ, не советчины, а исторической России, расколом нельзя назвать. Это было скорее очищение. То есть люди обнаружили, наконец, свои истинные чаяния, и чаяния эти не имеют ничего общего ни с патриотизмом, ни с монархизмом, ни с Белой Идеей. О большинстве из них можно было бы не печалиться вовсе, ибо они собой никогда ничего и никого не представляли. Тот же Д. Саввин, который выступает теперь от имени «русской политической эмиграции», что он сделал для Белой Идеи, для России и русского народа, чтобы претендовать на роль вождя и идеолога? И, вот, этот деятель с кучкой таких же отщепенцев, обосновавшихся на сайте имени Мазепы, собираются формировать заграницей «кадры» для новой России! Видимо, для того клочка под названием Московия, который предполагают оставить нам наши западные «доброжелатели», столь давно грезящие о расчленении России. И г-да мазепинцы ничего плохого не видят в разделении тысячелетнего государства, созданного нашими предками.
Более того, как пояснил один пока остающийся в РФ белоделец, чья «белая идея» сводится к тому, чтобы «хорошо работать и хорошо зарабатывать», это будет очень хорошо, если у нас будет маленькая, уютная страна. Я не знаю, какие потрясения ждут впереди нашу страну, но г-да мазепинцы, смеющие писать об обустройстве России под нерусским флагом вычеркнули себя даже с задворок истории России, и за пределами этой истории останутся.
Возвращаясь к 2014-му. Тогда, благодаря событиям в Новороссии, явилась некая консолидация подлинных русских патриотических сил. Консолидация действительно внепартийная, основанная на любви к Отечеству и готовности к самопожертвованию во имя этой любви. Ключевой нотой, если так можно сказать, в этой консолидации была нота имперская, русская. Никак не советская. Если бы всё продолжилось так, как шло до августа 14-го, то, возможно, мы получили бы уникальный шанс действительного преодоления советского наследия и обретения, наконец, подлинного русского национального самосознания.
М.Н.: Вы имеете в виду становление русской белой идеологии Новороссии, одновременно направленной и против укронацизма, и против большевицких границ Украины, и против западной русофобии, и против олигархического режима по обе стороны границы?
Новороссия. Лето 2014 года
Е.С.: Да. Но этот перелом был не нужен т.н. «кураторам». Причём ни нашим, ни заграничным. Они же всегда больше всего боялись возрождения русского национального самосознания. С ним боролось и КГБ. С ним боролась и «третья эмиграция» с западными спецслужбами. Сейчас ничего не изменилось…
И, вот, по прошествии двух лет мы видим, что в условиях того, что Новороссия обращена ныне в два малопонятных субъекта с неопределёнными перспективами и поставленными во главе них «социально-близкими» элементами, консолидация, единственным лозунгом которой был национальный — «За Веру и Отечество», стала распадаться на разнообразные партии, в которых лозунг национальный подменён лозунгами политическими. Одни принимают правила игры, навязанные «кураторами», входят в созданные ими движения-симулякры, напрочь забывая идеи, за которые сражались и погибли многие наши герои, другие смыкаются с коммунистами, опять же перечёркивая исходную идею, которая рождена была 14-м годом. Третьи, слава Богу, остаются верны своему (нашему общему) знамени. Но в итоге, к сожалению, выходит очередное раздробление наших сил.
Есть и ещё одна сторона дела. Она состоит в том, как умело сейчас стали продавливать идею, что Белые вовсе не были Белыми, что они почти сплошь были «февралистами» (что, конечно, неправда), а, значит, предателями «не лучше большевиков». Я вижу, как эта точка зрения становится всё более распространённой, агрессивно навязываемой её адептами. То есть налицо попытка в канун грядущего печального юбилея стравить белые силы ещё и на этой теме, на противопоставлении Белого Движения монархии, на очередной наглой подмене.
В этой связи хотелось бы знать Ваше мнение: как Вы видите перспективы Белого, монархического движения в РФ на данном этапе?
М.Н.: Дискредитация Белого движения как февралистов в русском патриотическом движении началась давно. Очень яркий образ дал Душенов устами митрополита Иоанна (Снычева): «две головы одного дракона». А потом это стал муссировать уже откровенный рупор спецслужб О.А. Платонов: «Белое движение по своей сути было такой же антинародной силой, как и большевизм… Белые генералы по своим убеждениям являлись сторонниками космополитической республики, ни один из них не выступал за сохранение… Православной монархии» («История Русского народа…», т. I, с. 564).
Никогда белые вожди не были космополитами, они стремились сохранить единую неделимую Россию и дать отпор Интернационалу богоборческих оккупантов. Потому и Церковь была с белыми армиями, Патриарх Тихон дал благословение и генералу Келлеру и адмиралу Колчаку. Лишь отчасти верно, что в первый период становления Белого сопротивления оно придерживалось февралистской «демократической» идеологии, поскольку его гражданские политики и представители в Париже верили в помощь союзников по Антанте, и западные эмиссары в белых штабах диктовали свои условия: прежде всего для продолжения войны против Германии. И в то же время лидеры Антанты закулисно договаривались с большевиками и поддерживали их, как это документально показано в книге Э. Саттона. Но по окончании Мiровой войны лукавство Антанты становилось все более очевидно, и Белое движение неуклонно правело вплоть до скрыто монархической идеологии генерала Врангеля в Крыму и открыто монархического Приамурского Собора генерала Дитерихса под духовным возглавлением епископов Русской Зарубежной Церкви. О каждом явлении нужно судить не по его начальному становлению, а по результату. Дальнейшими монархическими этапами Белого дела были знаменитый съезд в Рейхенгале и Всезарубежный церковный съезд в Сербии в 1921 г., Зарубежный съезд 1926 года в Париже (в этом году 90-летний юбилей).
В эмиграции белая идеология развилась до высшего уровня в трудах И.А. Ильина и авторов РПЦЗ о сущности мiровой расстановки сил и места России в истории – именно на этом историософском уровне белая идеология и сегодня применима к новому этапу антирусской политики тех же самых врагов России. Нас хотят геополитически сокрушить независимо от режима и превратить в «главный приз для Америки», что откровенно объявил Бжезинский в своей знаменитой книге. Новоявленные «преемники белой эмиграции» типа Саввина этого уровня знать не желают. Вернее, не способны – в силу того, что у них ненависть к «совкам» преобладает над нравственной ответственностью, они готовы бороться «против чекистской РФ» в союзе хоть с чертом, и получается большевизм, вывернутый наизнанку. Это явление мы называем «белосовковостью». Ее, к сожалению, демонстрируют даже некоторые архиереи в нынешних осколках РПЦЗ...
А каковы наши перспективы? Не знаю. Возможно, что нынешние правители РФ в своем эгоизме приведут страну к краху, из которого целиком нам уже не выкарабкаться, учитывая глобальное давление строителей американского Нового мiрового порядка. «Православного националиста» Диму Саввина и его единомышленников-крикунов американцы, конечно, не поставят гауляйтерами, как он наивно надеется, а скорее отправят в тюрьму за какой-нибудь расизм-экстремизм. Гауляйтерами будут поставлены такие, как тоже эмигрант Ходорковский и Чубайс. Знаю только, что мы должны в меру сил продолжать белое Русское дело независимо от шансов на успех. Это нравственный императив, которому у православного человека не может быть альтернативы. А там как Бог даст…
Е.С.: Да, безусловно. Белое дело не нами началось, не нами и окончится. И наша задача продолжать его, пока мы живы. Задача непростая, учитывая то, что мы уже не в первый раз оказываемся между двух огней, или, пользуясь солженицынской терминологией, меж двух жерновов.
С одной стороны, вполне очевидно, что США с помощью своих агентов влияния внутри России намерены повторить в нашей стране излюбленный спектакль а-ля февраль 17-го. Мы видим, как смыкаются в потенциальный таран для революции самые разномастные группировки радикалов: либералы, организации левого толка, т.н. называемые «националисты», язычники… Всё это, как водится, приправлено уголовным элементом. Весной этого года я делала цикл передач, посвящённых возможному худшему развитию событий. На мой взгляд, три фактора (не говоря пока о власти) будут играть в оном ключевую роль. 1. Уже указанное сборище политических авантюристов и подстрекателей. 2. Региональный сепаратизм. Уже сейчас можно чётко выделить те регионы (не только национальные республики), которые в назначенное время станут точками дестабилизации. 3. Засилье инородцев, мигрантов (только в главную московскую мечеть на последний мусульманский праздник 200 тысяч человек собралось – это же колоссальная сила), которые при правильном ведении игры (а таковому режиссёров и продюсеров мiровых смут учить не надо) могут в каком-то смысле сыграть роль пролетариев 17-го года. Итогом данного сценария станет распад нашей страны по образцу 1991 года и уже окончательная утрата нами и без того лишь частичного суверенитета.
Это самое худшее, что может произойти с нашей страной, и этому должно противодействовать всеми доступными способами. Вне зависимости от существующего режима нам не может быть по пути с теми, кто исповедует теперь большевистский лозунг «чем хуже, тем лучше».
Но тут-то возникает главная проблема. Готова ли власть противодействовать худшему сценарию? Лично я такой готовности не вижу. Более того, по сути, в нынешней власти сосредоточились практически те же элементы, что и в вышеозначенной «оппозиции»: либералы-западники (многие из которых, как это было на Украине, непременно окажутся на протестных трибунах, когда придёт время), слегка загримированные коммунисты и… «социально-близкие»! Для спасения страны власти необходимо чётко встать на путь отстаивания национальных интересов России, опереться на национальные же силы, выработать чёткую стратегию и твёрдо ей следовать. Сто лет назад писал Тихомиров, что стратегия – ум государства, что верное определение задач и твёрдое, волевое следование к их достижению может спасти даже в самой безнадёжной ситуации.
Что видим мы? Шизофрению вместо стратегии, шаг вперед – два шага назад, полное отсутствие твёрдости и воли, и самого понимания, чего мы собственно хотим (кроме высоких цен на газ и нефть…). Полное непонимание национальных задач и патологическую боязнь всего русского и национального… Опять же Новороссия дала ярчайший пример этого страха. Подлинно русское, национальное движение там теперь пытаются представить борьбой за СССР, подлинных русских национальных вождей попросту убили в спину, а на их место, как уже сказано, поставили «социально-близких» (других, как всегда, в кадровой обойме не нашлось).
По существу, сама политика нынешней власти, к несчастью, провоцирует очередной условный «февраль» значительно больше, чем любая оппозиция. Система получается следующая: провокаторы сверху своими действиями дают козыри провокаторам снизу, и те нагнетают смуту. Обе группы провокаторов, похоже, кормятся от одного заказчика. Советский Союз, как мы помним, распался не потому, что массы людей в столицах вышли на улицы. А потому что члены правящей партии и сотрудники нашей главной спецслужбы провели весьма ловкую манипуляцию… Одна группировка этой партии сменила другую, прихватив все народные богатства и оплатив своё благополучие разрушением страны. Заказчик сего действа был тот же, что и теперь. Что изменилось сегодня? По сути ничего. Правит та же партия, разделившаяся теперь формально на несколько других. Даже, в основном, те же лица, что 25 лет назад пришли. Будут ли они защищать страну? Поверить в это очень трудно.
Буквально на днях мне попался весьма характерный материал. Автор, вроде бы с патриотических позиций пишет о пенсионной реформе. Вроде всё правильно, проблема очевидна, но смотрим последний абзац: «Зачем нам такая власть? Зачем такое государство? Не лучше ли вообще без него?» То есть даже не без нынешнего режима, а – без государства. И это не «с улицы» автор. Это эксперт крупного аналитического центра. Так реальные и действительно вопиющие проблемы используются с целью пропаганды идеи разрушения государства как такового.
С другой стороны, наши «охранители» стараются заболтать любую проблему, вместо того, чтобы искать её адекватного решения, и представлять дело так, будто бы проблем нет, а есть лишь злокозненные вражеские наветы на наш замечательный режим.
Таким образом, проблемы лишь увеличиваются, манипуляторы используют их в своих целях, а власть… По крупному счёту, мы не видим даже достаточной борьбы с деструктивными силами, реально работающими на разрушение государства. Пороху наших органов хватает, чтобы посадить за безделицу какого-нибудь очередного мальчишку-студента – участника протеста на Болотной площади, но никак не хватает, чтобы, например, закрыть такое осиное гнездо, как Сахаровский центр, рассадник русофобии и антихристианства. Вот, только что там открыли воспевающую украинских карателей выставку. Налицо совершенно наглая провокация. Но реакции властей нет. Провокация проводится, следовательно, при молчаливом попущении ответственных лиц, специальных служб. То же самое было с пресловутым «немцовым мостом». То есть либерально-русофобская публика, ключевая деструктивная сила, прямо состоящая на содержании у нашего внешнего врага, который уже открыто угрожает нам терактами в наших городах, пользуется в нашей стране полной свободой. Свободой разрушать страну.
М.Н.: Наверное, это из опасения «испортить отношения с Западом», нужно ему демонстрировать свою «демократичность», чтобы не дать повода для ужесточения санкций. Ведь бьют эти санкции не столько по всей экономике, сколько по интересам и доходам компрадорского правящего слоя, который соответственно давит на своего начальника: мол, надо скорее идти на уступки и мириться с Западом. Для этого все время делаются демонстративные жесты: то ельцинский центр с почестями «Семье» отгрохают, то чубайсовского соратника в руководство экономикой вернут, то русофоба орденом наградят, то карательницу Донбасса помилуют. И вообще Донбасс, вопреки воле его населения, частью «Украины» признают, забыв свои мартовские обещания 2014 года, спровоцировавшие восстание. А на внешние провокации американского заведомого шулера только оправдываются: «мы не такие», «ну зачем вы говорите неправду», «давайте жить дружно!»… Мiровоззренческий-то идеал у них западный и они очень хотят в его «общечеловеческую семью», где уже хранятся их миллиарды и живут члены семей в «родовых» замках. Причем благополучие США – гарант благополучия их капиталов, которые они инвестируют в американские банки, а не в российскую экономику, и потому никакие призывы к обратному не могут ничего изменить.
Но неужели неясно, что идет война и таким способом можно только потерпеть поражение, на что справедливо указывают и Стрелков, и другие эксперты… Но Песков от имени президента неизменно сожалеет, что «наши американские партнеры» чего-то «не понимают» и потому «не выполняют договоренностей» (по Украине и по Сирии так уже в энный раз)… Даже во внутренней политике РФ, кроме усиления армии (это единственный плюс) никаких изменений. Вот все удивляются, что Путин зицпредседателя держит, от которого никакого толка, кроме большой надувной головки и сотрясения ею воздуха с умными иностранными словечками, – так ведь он для этого и нужен как витринное лицо российской приверженности западной системе. Если Медведева снять (не говоря уже про Чубайса, Кудрина, Грефа) и поставить на его место умного русского человека, – то США это расценят как государственный переворот.
Или вот очередные «совершенно прозрачные», «кристально честные выборы» провели, – опять-таки для Запада, потому что народ их уже давно игнорирует. При этом заметно нагнетается градус внутренней телепропаганды, какие «мы» (народ единый с правителями) хорошие, и как нас почему-то не любят Штаты… Поэтому народ должен поддержать президента, ему трудно! А для православно-патриотического электората сирены с «Русской народной линии» пропагандируют «хитрый план Путина», мол, он совершает «национально-освободительную революцию», идет «царским путем» Императора Константина Великого и Народного Вождя Сталина, которого пора причислить к лику святых… Это, наверное, еще одна иллюстрация к упомянутой Вами разобщенности, но уже в противоположную от «белосовков» сторону…
Е.С.: Наша официальная пропаганда, думается, однажды обернётся против её нынешних заказчиков. Пропаганда отучает общество самостоятельно думать и приучает к постоянным «переобуваниям в прыжке». Сегодня мы за Русский Мiр и Сирия – наша «сакральная земля», завтра «Донбассу никто ничего не обещал», а Асад нам не друг и т.д. Противостоять надвигающимся потрясениям могут лишь ответственные, трезвые, понимающие, что происходят, люди, знающие, за что и во имя чего они действуют. А не полузомби, повторяющие то, что им вложено с телеэкранов. Завтра наши пропагандисты получат новый заказ, пластинка резко сменится, и вместо приведённых Вами славословий мы услышим нечто обратное. И нынешние полузомби будут первыми, кто подхватят новую песню. Потому что их так приучили.
Правда, как показали упомянутые Вами «выборы» процент зомбированных граждан у нас не столь высок. Кажется, в очередном балагане приняло участие не более трети населения. Факт этот можно признать отрадным. Хотя и в нём есть своё «но». Оно заключается в том, что люди стали равнодушны не только к «выборам», но к общественной жизни в целом, разочаровавшись в ней, не видя перспектив.
Что касается меня, то я вообще против той партийной парламентской системы, которая у нас существует. Вне зависимости от степени профанации «выборов». России нужна сильная государственная власть наверху и максимально развитое местное самоуправление внизу. Связующие же звено в виде народного представительства должно формироваться ни в коем случае не из партий, но из конкретных людей, реально выдвинутых с мест, знающих своё дело, свои регионы и т.д. Это, в общем-то, формула, прописанная ещё в позапрошлом веке – в первую очередь, Тихомировым. Про нынешний же «парламент» мёртвых душ, звёзд эротических журналов, спортсменов и прочих неведомо кем и неведомо для чего «выбранных» кнопкодавов говорить вовсе нечего.
Значительно более всех «выборов» меня занимает вопрос, что в нашей ситуации, когда «оба хуже» делать русским патриотам. Мы, говоря словами того же Тихомирова, не можем поддержать ни революцию, ни реакцию, равно чуждые русскому национальному делу. Мы остаёмся на третьем пути, на который никак не выйдет Россия. Но на этом пути мы зажаты в тиски во-первых, а, во-вторых, не имея ни общепризнанных вождей, ни сколь-либо достаточных ресурсов, вновь оказываемся, по крупному счёту, лишь наблюдателями надвигающихся грозных событий, не имеем возможности значимо повлиять на них.
М.Н.: Один из моих авторов, иеромонах РПЦЗ из далекой Австралии, написавший проницательную книгу о духовной истории человечества, сказал мне в ответ на мою критику его надежд на Путина: мол, Господь Бог может так устроить, что даже неправославный и неразумный правитель окажется нужным инструментом в Божьем плане восстановления России на малое время, согласно предсказаниям наших духовных подвижников. Вот только, думаю, такие предсказания не исполняются автоматически. Господь не станет насиловать нашу волю, если мы сами ответно не будем об этом молить… Я имею в виду не только личную молитву отдельных верующих, хотя и на нее Господь может откликнуться ради «десяти праведников», а молитву народную, выраженную от его имени его духовной властью. Как было во время Патриарха Гермогена… Которого у нас не видно…
Е.С.: Последний год я часто обращаюсь к истории Смутного времени. Был у нас хитроумный и властолюбивый царь Василий Шуйский, с сомнительной, как сказали бы теперь, легитимностью. Был герой Скопин-Шуйский, спасавший наше Отечество от захватчиков и бунтарей. Героя предательски убили «свои». Про Шуйского все, по крупному счёту, всё понимали, но люди трезвые понимали так же, что его свержение ничего не даст, а только углубит Смуту. Понимал это патриарх Гермоген, понимал Пожарский, не пожелавший участвовать в восстании, поднятом Ляпуновым. И бунтовщики-то не добились свержения Шуйского. Свергло его собственное окружение, собственные бояре, банально продавшие его внешнему противнику.
Тогда Россия дошла до дна. И лишь до последнего края дойдя, стала в себя приходить. Народ православный вспомнил о Боге. Ведь победа над интервентами не только и не столько оружием была достигнута, но молитвенным подвигом и покаянием всего народа. Блаженнейший митрополит Виталий в своих проповедях неоднократно говорил, что будущее России зависит от каждого русского сердца. Пока русское сердце больно, оторвано от Бога, никакие самые лучшие политические программы нам не помогут. Чем больше я смотрю на наши политические дрязги, тем больше убеждаюсь в справедливости этих слов. Если впереди нас ждёт новое Смутное время, что весьма вероятно, то единственное, что сможет нас спасти – это крепкое стояние в Православной вере и верность нашему Отечеству (без каких-либо партийных прилагательных). И всякое отступление от этого пути будет, как минимум, напрасно, а чаще – прямо вредно для Русского дела.
М.Н.: Я бы сказал, не вредно, а губительно в нынешнем состоянии мiра. Раз уж поводом для нашей беседы стало 20-летие издательства, то отмечу, что недавно привел в порядок и опубликовал на сайте РИ второй том своей «Миссии русской эмиграции», в котором собран ее политический, идеологический и духовный опыт – именно то, для чего была попущена Богом революция: по нашим грехам как последнее средство нашего вразумления. Замысел второго тома у меня был поначалу тот же, что и у Солженицына в начале 1990-х годов: «как нам обустроить Россию?» – однако с учетом мiровой раскладки сил и православного смысла истории (чего у Солженицына, к сожалению, нет). Это был мой долг перед моими уже покойными наставниками. Первый том о политической истории эмиграции вышел еще в начале 1990-х, но был замечен в основном историками. Тогда же был написан в основе и второй том, идеологический, он постепенно разошелся по различным статейным публикациям. Возможно, они хотя бы кому-то оказались полезны, ведь одно время я имел возможность общаться с некоторыми известными людьми, до сих пор влиятельными, но в целом этот опыт русской эмиграции в постсоветской России остался невостребованным. Тем более сейчас для бумажного издания всей книги у меня уже нет энтузиазма: кому это нужно?..
К сожалению, вопреки всем надеждам и усилиям русской патриотической эмиграции, – а сил-то у нее было очень мало в сравнении с западными менторами «перестройки» – случился тот самый худший вариант падения коммунистической власти, против чего предупреждал Ильин в «Наших задачах». У власти оказались не лучшие, а худшие, зависимые от мiровой закулисы, как ее именно в связи с этой темой обозначил Иван Александрович. Зависимость Горбачева, в принципе тогда еще всесильного генсека, была продиктована его личным комплексом неполноценности перед цивилизованным Западом (олицетворявшимся элегантной Маргарет Тэтчер). Зависимость Ельцина определялась алчной потребностью в политической поддержке Западом создаваемого олигархического режима при подавлении всех оппозиционных сил; после кровавого переворота 1993 года Ельцин назвал это: «Российско-американская совместная революция».
Когда при Путине эта Великая криминальная революция перешла в Великодержавную криминальную стабилизацию, это уже нарушало дальнейшие колонизаторско-расчленительские планы мiровой закулисы (намеченные Бжезинским в «Великой шахматной доске»), и США усилили свое давление. Однако сопротивление Путина этому ограничивается торговлей о размерах его «ярлыка» на правление, ибо не выходит за рамки все той же ельцинской компрадорской системы как части мiровой экономики, управляемой той самой мiровой закулисой. А ведь антирусским переворотом на Украине США уже начали Третью мiровую войну, в которой именно РФ – «главный приз для Америки». Война эта гибридная: и в экономике, и в политике, и в христианской культуре, и в церковной сфере официального Православия, и даже в спорте, который в современном мiре стал некоей эрзац религией.
Возможно, из потребностей обороны своей личной власти Путин способен сделать кое-что полезное, например, укрепить армию и позиции во внешней политике, однако нельзя не видеть, что ведется эта оборона опять-таки по правилам «наших западных партнеров» в надежде умиротворить их. Понимания всего комплекса задачи в масштабе идеологии Ильина и православной историософии у Путина как человека преимущественно советского не хватает. А его олигархический правящий слой даже сопротивляться не хочет в надежде сохранить награбленное и при американской власти. Это значит, что рано или поздно, если Путин не использует хотя бы пресловутое «последнее прибежище негодяя», – то наступающее Смутное время, о котором Вы говорите, весьма скоро выльется в новую катастрофу государства. И при нынешнем глобальном господстве США вариантов сопротивления со стороны наших здоровых сил уже не будет. Да и «крепкое стояние в Православной вере», о котором Вы тоже правильно говорите, если оно культивируется только лишь на личном уровне людей, может быть спасительным лично для каждого из них, – а только так свою миссию понимают сегодня даже лучшие пастыри, – но это не спасет Российское государство. Без настоящей духовной власти это сделать невозможно. Это главное, что удручает…
Наша роль безсильных «наблюдателей», о которой Вы сказали, незавидна: наблюдать за уже вековым крахом удерживающего Третьего Рима… Так в Константинополе мысли об этом навевают величественные руины и остатки былого имперского великолепия и могущества Второго Рима: вот так проходит мiрская слава… Вспоминается строка Тютчева, хотя и написанная по другому поводу: «Блажен, кто посетил мiр сей в его минуты роковые»… Мiровая революция сатаны против Бога завершается. Люди могут лишь отсрочить ее земную победу, предсказанную нам в Священном Писании. Но пытаться это делать надо и для личного спасения, и для спасения как можно большего числа достойных людей.
Окончательная катастрофа России неизбежна при нынешнем положении. Конечно, если не вмешается Господь Бог – только на Него и остается надежда. Но помощь Он может оказать лишь тем, кто ее достоин и способен принять – вот это и должно заслужить наше православно-патриотическое движение: выполнять свой категорический императив, независимо от состояния власти и не исчисляя Божиих сроков. В любом случае надо всегда напоминать и скептикам и «белосовкам», что Священное Писание говорит нам о сохранении до конца земной истории, даже в царстве антихриста, верного Богу «Стана святых и града возлюбленного» (откр. 20) – не только церковного (стан), но и территориально-политического образования (град – полис). И кто же еще его может в мiре составить, как не православное ядро нашего русского народа? А размеры этого Стана и Града будут зависеть от размеров и деятельности этого ядра.
Сентябрь 2016 г.
Источник: http://rusidea.org/?a=10025
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.