Россия и судьбы мира
Протоиерей Николай Германский
Николай Германский,
протоиерей
руководитель Духовно-просветительского
центра имени архимандрита Серафима
(Тяпочкина), сопредседатель
Международного Ильинского комитета
Почти век прошёл с тех пор, когда великий русский мыслитель Иван Ильин произнёс слова, которые и ныне звучат более чем современно: «Всё, что произошло в мире в двадцатом веке и продолжает совершаться и ныне, свидетельствует о том, что христианское человечество переживает глубокий религиозный кризис. Широкие слои людей утратили живую веру и отошли от христианской Церкви… Человек нового европейского ”уклада души” всё более отчуждается от вечных истин христианства… привыкает ”обходиться без них”, религиозно мертвеет, умственно и нравственно вырождается и идёт навстречу невиданному ещё в истории человечества культурному кризису» .
Разве не о сегодняшних днях говорит Иван Ильин? Обезбоженный западноевропейский и североамериканский мир, претендовавший на то, чтобы показать всем верную дорогу к счастью, не в состоянии этого сделать. Но он успел поразить «бациллой потребительства» огромную часть человечества. Упор на материальное благополучие привёл в конечном итоге к мировому кризису, который по сути своей является кризисом человеческого духа.
Замечательной иллюстрацией того, как это произошло, является опыт Западной Европы. Можно сказать, что ее закат начался в эпоху Возрождения, когда проводники новой культуры, называвшие себя гуманистами, прославляя земную красоту и возвеличивая человека, создали предпосылки для того, чтобы для Бога в человеческом сердце оставалось все меньше и меньше места. Здесь необходимо вспомнить и том краеугольном событии в истории Церкви, после которого Ренессанс и секуляризация западноевропейского мира стали вполне естественными. Это ее раскол в X веке на восточную православную и западную римо-католическую, который видимым образом показал, что Восток и Запад мыслят и ощущают мир по-разному. Эта разница
в мировосприятии начала формироваться гораздо раньше, в эпоху Вселенских соборов, когда западное богословие, допуская в церковных догматах роковые искажения, создало неизбежные предпосылки для искажения и всего опыта Церкви. Но первый раскол – это еще не конечная остановка. Главная цель вселенского зла – полное уничтожение духовной памяти в человеке. А посему происходит новый раскол, сопровождающийся бесконечными разделениями на все новые и новые сектантские образования, и слово «реформа» прочно входит в практику человеческого бытия. И то, что происходит с Европой сегодня, позволяет нам констатировать весьма грустную правду: наступивший после религиозного средневековья Ренессанс стал началом не возрождения Европы, а ее умирания.
Но это, естественно, произошло не в одночасье. В течение нескольких столетий человек пропускал через себя новые представления о мире, которые в конечном итоге развернули его от Евангельского блаженства к земному наслаждению. И тот факт, что часть западно-европейской молодежи сегодня начала уходить в набирающий силы исламский фундаментализм, этот суррогат веры, является верным признаком умирания Европы. Причина в том, что эта молодежь не нашла для себя шанса раскрыть свой духовный потенциал в недрах теперь уже вполне обезбоженого общества, правящая элита которого полностью потеряла свою самостоятельность и стала безропотной исполнительницей воли своего «всемогущего» североамериканского хозяина.
Таким образом, Европа заражается духом безбожия до такой степени, что кризис становится неизбежным. В переводе на русский язык «кризис» означает «суд». Правильно толкуя это слово, человечество должно осознать, что предстоит не перед страхом физического уничтожения, а перед дыханием самой Вечности, взирающей на него и ожидающей его преображения.
Но неужели на Земле не осталось места, где ещё существует понятие о страхе Божьем и подлинных духовных ценностях? Такое место есть. И это наше Отечество, Россия, в которой ещё теплится огонёк живой веры и жажда Высшей Правды. Из всех православных держав на сегодняшний день мы − единственные, кто может влиять на мировые процессы, и чей голос раздаётся всё громче и громче. Мы начинаем осознавать своё подлинное предназначение.
Проживая великую историю, испытывая невероятные взлёты и не менее невероятные падения, мы каким-то совершенно чудесным образом не выродились в карликовое государство, что произошло некогда с великой Византийской империей, а остаёмся поистине великой державой. Хотя наши недруги никак не хотят или не могут разглядеть нашего величия, которое заключается не столько в территориальных масштабах, сколько в нашей духовности, в нашем великом народе, подарившем миру великую культуру и явивший великих Святых.
Так, может быть, для этого и сохранил нас Господь до сего дня, чтобы рассказать запутавшемуся миру об этом идеале как о благословении Творца, которое человечество получило через Его Божественное Слово: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), «Будьте святы» (1Пет. 1, 16), «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32).
Рассуждая о предназначении русского человека, Ф.М. Достоевский восклицает: «Это нам-то, дескать, нашей-то нищей, нашей-то грубой земле такой удел? Это нам-то предназначено в человечестве высказать новое слово? Что же, разве я про экономическую славу говорю, про славу меча или науки? Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, ко всечеловечески братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено…» .
На протяжении всей своей христианской истории наш народ бережно старался хранить образ Христа в неискажённом виде: он мудро и мужественно стоял за эту чистоту и во времена благоверного князя Александра Невского, когда ему предлагали унию, и во времена великих русских граждан Минина и Пожарского, когда его снова захотели окатоличить, и во времена нашествия двунадесяти языков, когда вся Европа ополчилась против него, и во времена страшного революционного эксперимента, когда народу-Богоносцу под страхом смерти было запрещено упоминать Имя Божие, и в не менее страшные времена Великой Отечественной, ну и сегодня, когда по всем признакам наступает один из последних актов всечеловеческой драмы.
Н.Я. Данилевский писал: «Европа не признаёт нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для неё простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды. Как ни рыхл, ни мягок оказался верхний, наружный выветрившийся и обратившийся в глину слой, всё же Европа понимает или, точнее сказать, инстинктивно чувствует, что под этой поверхностью лежит крепкое, твёрдое ядро, которое не растолочь, не размолотить, не растворить, и которое имеет силу и притязание жить своей независимой и самобытной жизнью. Итак, во что бы то ни стало − ни крестом, так пестом, не мытьем, так катаньем − надо не дать этому ядру ещё более окрепнуть, разрастись и пустить корни и
Протоиерей Николай Германский Россия и судьбы мира
ветви вглубь и вширь. Не допускать до этого – общее дело всего, что только чувствует себя Европой. Тут можно и турка взять в союзники, и даже вручить ему знамя цивилизации» .
Так что же это за ядро, которое лежит в основе русского мира и не даёт ни Западу, ни Востоку, ни Северу, ни Югу разорвать Россию в клочья или, по крайней мере, поставить на колени? Рассуждая о цивилизациях, русский аргентинец И. Андрушкевич, вторя Данилевскому, прорисовывает великолепную схему, которая представляет цивилизацию в виде трёх концентрических сфер. Внутренняя сфера − ядро цивилизации – это тип верования, определяющий шкалу духовных ценностей. В ядре формируется дух цивилизации. Ядро обволакивается «питательной мякотью», которая есть не что иное, как культура. Культура порождается типом верования, но когда она начинает стремиться к независимости, то может войти в противоречие с ним. Третий слой − это «защитная скорлупа», т. е. общественные и государственные институты, которые защищают и «питательную мякоть», и ядро от внешних и внутренних врагов.
Здесь необходимо понимать, что с искажением ядра происходит искажение всего цивилизационного уклада. Блестящий пример тому – сегодняшние события на Украине. В известной степени ее историю можно сравнить с историей некогда великой Византии. Разница лишь в том, что Византия была империей, и притом великой, а Украина была лишь частью империи, но та и другая совершили роковую ошибку, приняв унию. В результате Великая империя вырождается в карликовое государство, а Украина, в отличие от нее, рискует гораздо больше: она может лишиться возможности стать даже карликовым государством – и вовсе потерять свой суверенитет. И то, что их нынешние вожди нынче лобызают православные иконы, демонстрируя свою приверженность Православию, есть лишь жалкая форма. Их помыслы всецело там, где христианский дух давно выветрился. И все это – результат либо отрыва от цивилизационного ядра, либо циничная попытка подменить его главные смыслы.
Ядром русского мира является Православие. И нам понятно, почему поход на Восток, начавшийся на заре нашей цивилизации, продолжается до сего дня. Мы слышим ответ на этот вопрос из уст одного из наиболее влиятельных вдохновителей североамериканской идеи мирового господства, последовательных и агрессивных ненавистников русского мира З. Бжезинского: «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие» . Почему же он так ненавидит Православие? Не потому ли, что оно является единственной силой, которая не позволяет вселенскому злу, пытающемуся прикрыть свою подлинную сущность ангельскими одеждами, окончательно обезбожить мир, ввергнув его в глобальную катастрофу и, обескровив, подготовить пришествие того, кому они поклонялись с самого начала своего существования, принося в жертву коренные народы Северной Америки? Как здесь не вспомнить слова пророка: «Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, тьму почитают светом, а свет − тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое – горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою» (Ис. 5, 20).
Порой кажется, что Европа и Североамериканские Штаты словно боятся раскрыть свои объятья России, опасаясь того, что, соприкоснувшись с её широкой и отзывчивой душой, захотят остаться в этих объятиях навсегда. Однако и в самом деле нам есть что предложить миру. Русская культура всегда была и остаётся одной из главных проповедниц Евангельского духа. Она удивительно чутко, глубоко и пророчески показывает и раскрывает главные смыслы бытия. Вскормленная православным миросозерцанием, она на протяжении всей своей истории была верным ориентиром для чутких сердец, ищущих Высшей Правды. Но, наверное, ни в ком так цельно, гармонично и глубоко она не раскрылась, как в Пушкине, о котором И.А. Ильин сказал: «Он дал нам право верить в призвание и творческую силу нашей Родины, благословлять её на всех её путях и прозревать её светлое будущее, какие бы страдания, лишения или унижения ни выпадали на долю русского народа. Иметь такого поэта и пророка значит иметь свыше великую милость» . Не зря Пушкин сам себя называл «эхом русского народа», народа с огромной открытой душой, способной вместить в себя все страдания человечества.
Протоиерей Николай Германский. Россия и судьбы мира/ РОССИЯ КАК ГОСУДАРСТВО-ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ВЫСШИЕ ЦЕЛИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ:Коллективная монография по материалам Юбилейных международных Панаринских чтений, посвященных 75-летию со дня рождения А.С. Панарина. М. 2016, сс.344- 348
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.