ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Беседы Баадера
Братие, блюдитеся,
да никто же вас будет прелщая
философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому,
по стихиям мiра, а не по Христе.
Посл. к Кол. Гл. 2. ст. 8.
Франц фон Баадер принадлежит к числу замечательнейших мыслителей Германии современной – и занимает первое место между теми, которые задали себе решение важнейшего вопроса: как примирить Философию с Религиею? Вникнув в учение Баадера и сравнив его с учением других Философов Немецких, можно смело сказать, что Баадер глубже, чем все другие, постиг истинное начало Християнской Философии и черпает в самом источнике. Шеллинг и Гегель отдавали справедливость Баадеру. Шеллинг сознается сам, что в своем новом учении о религиозной Философии он заимствовал некоторые основания у Баадера1; Гегель в предисловии ко второму изданию своей Логики с особенным уважением отзывается о его учении и даже вменяет себе в достоинство то, что Баадер в некоторых пунктах согласен с его системою2.
Баадер не основал особенной школы Философии в Германии по той причине, что не развил учения своего в виде полной логической системы, как то сделал Шеллинг и потом еще с большею славою Гегель. Причина тому заключается конечно не в том, чтобы Баадер был не тверд в своем начале философском; нет, – она заключается в полемическом характере, который должно было принять учение Баадера по местным отношениям. Касательно Религии, вся Германия делится на Протестантскую и Римско-Католическую или правильнее Папистическую: Баадер не принадлежит ни к той, ни к другой стороне. Он не протестант, он – сильный и резкий противник Папизма; – но он кафолик в настоящем смысле этого слова – и всего более сочувствует учению Восточной Церкви. Баадер желал бы развить в своем отечестве, в Баварии, это чисто-кафолическое начало Християнской Религии – и освободить южную Германию от Римской Диктатуры, говоря его собственными словами. Он думает, что в этом и заключается назначение его отечества, что Баварцы и вообще Германцы южные по своему особенному характеру имеют к тому призвание: есть люди в Баварии, сочувствующие Баадеру; но политические и религиозные отношения правительства препятствуют исполнению его мыслей. Живучи в такой стране, где Папизм имеет сильное влияние и даровитого представителя в лице Гёрреса, – Баадер, разумеется, должен направлять все свои усилия против сего учения. Но отсюда никак не должно заключать, чтобы он наклонен был к протестантизму, как заключали то некоторые протестанты. Баадер не ведет такой полемики с сими последними потому только, что учение их не имеет доступа в Баварской столице, а потому не опасно.
Такое положение не протестанта, не паписта, конечно весьма не выгодно в той стране, которая была сценою Реформации, где до сих пор надобно принадлежать к тому или другому знамени, где обе стороны доселе утверждаются настойчиво в своих крайностях, и где кажется невозможною никакая благоразумная средина между тем и другим направлением.
Также не выгодно положение Баадера и по месту, какое занимает он в мiре философии. Он не сочувствует ни Шеллингову учению, даже и в новом его виде, тем еще менее Гегелеву, в котором он видит одну из крайностей Протестантизма и против которого ведет жаркую полемику. Он решительно отвергает притязания Гегелева учения на связь с Християнством – и доказывает, что здесь примирение невозможно.
Такое полемическое отношение Баадера к своим современникам, как сказал я, было главною причиною того, почему он не развил начал своей Философии в одну полную систему. Но если кто вникнет в сие учение, то конечно найдет в нем, несмотря на рапсодический его характер, единство духа и верность одному Християнскому началу. К тому же прибавим, что дух истины заключается конечно не в системе, органически построенной: система есть более или менее диалектическая хитрость ума; в ее тонкостях и сплетениях часто видны бывают уловки мысли человеческой, признающей противоречие за необходимый закон для того только, чтобы избегнуть упрека в противоречии. Началам Платоновой Философии более сочувствовало мыслящее человечество, нежели началам Аристотеля, а между тем Платон был только рапсодист-Философ, Аристотель же – творец первой логической системы.
Книга, из которой Баадер почерпал дух своего учения, была Евангелие. B течение 12-ти лет, он ежедневно каждое утро читает Новый Завет – и таким постоянным чтением только он мог напитать дух свой учением Христовым, так что все мысли его вращаются в этой сфере. Отцы Церкви ему также знакомы. Из философов Немецких он преимущественно изучал Иакова Бёма: он сожалеет, что Философия Германская впоследствии изменила тому Християнскому направлению, которое дал ей сей знаменитый муж, по всем правам достойно именуемый Тевтонским Философом (Philosophus Teutonicus).
Во время пребывания моего в Мюнхене, я имел случай коротко познакомиться с Баадером – и в течении бесед, продолжавшихся почти три месяца, принять из уст его начала его Философского учения. Несмотря на свои семьдесят лет, Баадер сохранил еще свежесть сил физических, быстроту и живость мысли, и ясность выразительного слова. Странное явление заметно в нем: его сочинения писаны слогом очень темным, как большею частию сочинения всех Философов Германии, – а между там изустное изложение его имеет при всей глубине мысли совершенно прозрачную ясность. Беседы Баадера со мною имели предметом книгу, им в то время изданную: Revision der Philosopheme der Hegel’schen Schule bezglich auf das Christenthum, nebst zehn Thesen aus einer religisen Philosophic. Stuttgart. 1839. (Пересмотр Философских положений Гегелевой школы относительно Християнства, с присовокуплением десяти тезисов из религиозной Философии). Вменяю себе в обязанность передать результаты моих бесед просвещенным Русским читателям. Я изложу их в том же рапсодическом виде, в каком оне происходили: это не был полный курс Философии. Это были отдельные разговоры о предметах Религии и Философии, разговоры, связанные однако между собою одним духом и верные во всем одной Християнской мысли, одному началу. В этих отрывках можно видеть и дух и наружный характер учения Баадера. Некоторые мысли его дали мне повод к дальнейшему развитию их: в следующих афоризмах я позволяю себе выводить иногда и последствия, истекающие из Баадерова учения и применять их к разным явлениям.
***
Есть три рода знания: 1) эмпирическое, опытное, заключенное в самом предмете и тесно к нему прикованное; 2) теоретическое, абстрактное или отвлеченное, возвышенное над предметом, от него отрешенное, – и 3) спекулятивное или умозрительное, заключенное также в предмете, но возведенном в дух наш, внутренно приобретенном. Во всякой науке сии три рода знания должны соединяться: всякую науку должно пройти сначала эмпирически, потом теоретически – и наконец спекулятивно.
Новая Философия спекулятивная, начиная с Декарта, основателя умозрения, полагает условием, началом знания – сомнение, которое, по учению Картезиянцев, есть первый шаг к приобретению знания. Отсюда ложная мысль, что для снискания знания надобно поколебать и уничтожить веру; отсюда раздор между Наукою и Религиею; отсюда по иным невозможность Християнской Философии. – Но что есть сомнение? – Отрицание, отвержение. – Отрицая и отвергая беспрерывно, ум человеческий может ли утвердить что-нибудь, узнать? – Нет, начало знанию вера, а не сомнение: этот пункт чрезвычайно важен. С него начинается разделение Философии на Християнскую и не-Християнскую. – Человек, по природе своей, сначала верит: это признают и самые Картезиянцы; но вместо того, чтобы признать эту веру за основу знания, лжефилософ хочет от нее отделаться, как от чего-то мешающего, ненужного. – Отсюда заблуждения Протестантизма, думающего, что невозможно совместить разум с Богословием; отсюда ложные мысли о воспитании народном, которые не так давно один Англиканский Епископ, в палате Лордов, выразил в речи своей против Лорда Брума, не в шутку говоря: «Наука очень хороша для людей высшего сословия и высшей учености: она может для них заменить (?) Религию; но простому народу только посредством Религии может быть обеспечено нравственное образование». – Вот до каких нелепых заключений может довести ложь первоначального положения!
Нет, знанию в человеке начало – вера, откровение, а не сомнение. Вот первое основание Християнской Философии.
Замечательно, что ложное учение о сомнении, как начале знания, вышло из Франции – из такой земли, которая как будто к тому назначена была, чтобы все разрушать, все отрицать.
***
Человек, в начале, к добру или к истине, которая ему указана, чувствует склонность (Neigung), производящую в нем требование (Sollicitation)…
Склонность не есть еще влечение (Neigung it noch kein Trieb)… Но берегитесь отвергать эту склонность и убивать ее сомнением. В ней начало Веры. Если ж она отвергнется, то человек внутри себя лжет самому себе, а эта ложь не может остаться без вредных последствий.
Выражусь примером: вы хотите написать письмо к другу теперь; вы отложили его до завтра… Завтра уж вы чувствуете менее воли написать его. После завтра еще менее… и вам уж надобно бороться с враждебным первой склонности чувством, с противодействием, что уже стоит больших усилий… Совершенно то же самое явление и в том, что выше сказано.
Сомнение в характере нашего века. Многие теперь сомнениями прикрывают внутреннее отчаяние: дьявол не хочет казаться дьяволом и принимает другую форму, а не свою. Иначе от него убежали бы. – Так современные скептики под личиною остроумных сомнений скрывают бездну отчаяния, в которой легко погибнуть.
***
Человеку мало знать: он стремится еще к тому, чтобы узнанное им было узнано и другими. Он не может знать только для себя: он должен знать и для других. Основа же всему его знанию, и чрез себя и чрез других, есть уверенность в том, что Бог его знает. – Вот начало совести (conscientia): глубоко значение этого предлога со, который по-Немецки выражается частицею ge или mit (Gewissen – Mitwissen)! Совесть есть сознание того, что Бог с нами сообщается в знании нашем.
Вышесказанное о необходимости человека сообщать ближнему знаемое – подтверждается словами Евангелия: Дайте и дастся вам. Сюда же относится и притча о талантах. Давшие приобрели вдвое: скрывший талант все потерял. Таково богатство, такова плодовитость даров духовных. Здесь Християнское начало и для Политической Экономии.
В магнетизме истощается тогда магнетизер, когда объект не принимает силы магнетической; но чем более он принимает, тем более сил у магнетизера.
Бог сам говорит устами пророка: Глагол Мой не возвратится ко Мне тощ. (Ис. LV. 11).
Дары духа всеобщи; дары природы раздельны. Первые могут принадлежать всем желающим; вторые кому-нибудь исключительно.
Человек должен по существу своему отдавать все, что в себя принимает: свидетельствует его дыхание, беспрерывно им вбираемое и выдаваемое. Здесь уже начало любви: эгоизм в человеке, судя по первоначальному назначению человека, назначению, которого следы и в настоящем бытии его видны, – кажется невозможен, по крайней мере несогласен с его существом.
***
Чем более мы любим предмет, тем более служим ему, и чем более служим ему, тем более его любим. Мать меньше любит ребенка, когда он только что родился; но чем более кладет о нем забот и попечений, чем более служит ему, тем более его любит. Мы сделали добро несчастному: мы уже принимаем в нем большее участие. Не даром сказано в Евангелии: люби ближнего как самого себя. Любовь чем более дает, тем более умножается. Таково богатство души.
***
Кто не с Богом, тот против Бога. Бог не знает juste milieu. В человеке равнодушие к Богу тотчас производит Феофобию. – Бог как скала неподвижен: кто простирает к Нему объятия, того Он принимает; но отталкивает того, кто думает Его от себя оттолкнуть.
Кто не за Меня, тот против Меня, сказал Спаситель.
Кто любит Бога, тот любит и Его творения. Неправы те асцеты, которые говорят, что любовь к творению есть грех. Она – следствие любви к Богу; но ничего не надобно любить вне Бога и без Бога.
Когда человек хочет наслаждаться тварью отдельно, не в Боге, – тогда тварь остановится для него кумиром: такая любовь есть идолослужение. (Глубокомысленно производство Немецкого слова ergtzen от Gеtz, кумир). При таком обожании твари в ней самой, Бог становится человеку тяжестью. Вот почему в человеке рождается стремление отрешиться от сей тяжести, но он не может: ибо тварь привязана к Богу. Отсюда происходит в нем отвращение от Бога: вот начало Феофобии и Христофобии, которая овладела некоторыми современными умами. То же явление видим мы здесь, какое в гидрофобии. Тварь бежит той стихии, от которой только могла бы принять исцеление и подкрепление: в природе символ великой!
Только то ненавидит друг друга, что назначено было для любви взаимной. Es hasst sich nur das, was sich lieben sollte3. Человек любит женщину; вдруг делается к ней равнодушен; в нем загорелась любовь к другой; прежнее чувство находится в разногласии с новым – и вот зародыш ненависти. Пример любви, превращающейся в ненависть – чудная психическая трагедия, которая ожидает еще генияльного поэта.
Как всякая истинная любовь к твари и радость о ней имеет корень свой в любви к Богу и в радости о Нем: так все пренебрежение твари, ненависть к ней, доходящая до жажды убийства, имеет начало свое в ненависти к Богу: – так первый и последний человекоубийца есть вместе убийца и Христа. Превосходно связаны в Евангелии обе главные заповеди: любовь к Богу и любовь к ближнему. Одна в другой содержится, и одна без другой быть не может. – Дьявол, ненавистник Бога, есть вместе и человекоубийца, по словам Евангелия (человекоубийца бе искони).
Любовь к самому себе нам дана мерою любви к ближнему. Любовь к Богу должна обнимать оба чувства. Самоубийство противно любви: вот почему оно есть величайшая нелепость в Християнской трагедии и может быть названо развалиною язычества в новом искусстве. Странно, что мы, Християне, смотрим всегда так хладнокровно на это театральное самоубийство: мы видим в нем un coup de thatre, условную форму трагической катастрофы.
***
Баадер занимается теперь сочинением об Эротике, в котором он изложит теорию Християнской любви. – В новом искусстве, в Християнской Поэзии, как изображаема была любовь? Согласно ли с началами любви истинно Християнской? – Вот вопрос еще нетронутый. Немцы не предложили на то никакого настоящего разрешения. – Отличить любовь Християнскую от любви языческой чрезвычайно важно. Даже у самого Шекспира самоубийство Ромео есть языческое дело, а между тем эта трагедия исчерпала, как кажется, любовь новую, любовь мiра романтического. Главная мысль Баадера в этом сочинении будет состоять в том, чтобы очистить в вопросе об истинной любви элемент Християнский от всех языческих преданий. В России это, может быть, возможнее нежели где-нибудь.
Заметить должно также, что все Немецкие Эстетики, говоря о красоте, ни слова не говорят о любви, как будто любовь нисколько не участвует в воспринятии ощущений изящных. Прекрасное мы прежде всего любим – и без любви к нему нет полного им наслаждения. Платон в этом отношении гораздо далее пошел, чем Автора Немецких Эстетик. Он один говорит о любви, возбуждаемой красотою. От того-то Немецкие Эстетики не в силах возбудить любви к прекрасному – и развить это чувство. Я многого ожидаю от Эротики Баадера, в которой должны быть положены начала новой Християнской Эстетике.
В любви к красоте должно отличить начало духовное от эгоистического, ведущего к кумирослужению перед красотою, которое проповедуется новыми Эстетиками. В этом различении должен быть зародыш Эстетики Християнской. В прекрасном есть божественное, говорит Платон. Сие-то божественное мы должны любить в прекрасном.
Отношение, которое существует между любовью нашею к Богу и любовью к твари, о чем говорено выше, должно определить и настоящую Християнскую любовь к изящному. Оно-то оправдывает и сей эпизод о началах Християнского учения об изящном, который мы себе здесь позволили.
***
Отношение человека к Богу может быть отмечено следующими пятью ступенями. – Человек мыслит, желает и действует или в Боге, или с Богом, или чрез Бога, или без Бога, или против Бога: но в последнем случае он остается при одном только покушении.
***
Философы Германии, схватившись за какое-нибудь положение, делают из него оцепление, – и уж никто и ничто преступить не смей их карантинной цепи. Так у Канта существо и форма; у Фихте – Я и не-Я; у Шеллинга полярность в его натуральной философии. В умах, не самомыслящих, но подражающих мыслителям великим, такие положения оцепляют до того мыслящую способность, что ум не принимает уже никакого предмета, никакого понятия, не спросив предварительно: к объективному или к субъективному мipy они относятся?
***
Шеллинг (здесь говорится о прежнем Шеллинге, о натуралисте-философе, а не о новом, преобразованная система которого еще не приведена во всеобщую известность) – Шеллинг признавал бытие (das Seyn) в действительности и бытие возможное (das Knnen-Seyn) в идее. Оба бытия соединяются в тождестве по Шеллингу; но так как они по противоположности своей действительно соединиться не могут, – то природа, представляющая бытие действительное, без духа, вмещающего бытие возможное, является у Шеллинга трупом.
Гегель не признает ни отвлеченного бытия, ни отвлеченного небытия: он видит во всем мiре одно только возникновение (изменяющееся бытие) (das Werden) – и все сущее есть только момент непрерывно совершающегося действия, объемлющего собою всю жизнь вселенной. Главный деятель мiрового действия есть идея; она стремится проявить себя духом; сначала она проявляет природу, – но будучи недовольна этим проявлением, она идет далее, и низводя природу на низкую степень какой-то неудачи стремления, проявляет дух, в котором достигает своей цели. Таким образом дух, по учению Гегелеву, может явиться только посредством отпадения от природы – и поставлен в какое-то враждебное с нею отношение. Природа для идеи является тяжестью, от которой она должна отвязаться, чтобы проявить себя свободным духом. Потому-то дух у Гегеля, отрицающий природу, есть призрак также лишенный жизни, как природа – труп Шеллингов.
Дух-призрак и природа-труп: вот великие результаты натурализма Шеллингова, спиритуализма Гегелева.
Ссора духа с природою есть разрушение мiра. Бог создал мiр; Гегель разрушает его своею Логикой, и пирует на этих развалинах, потешаясь осколками природы и ловя призрак идею.
У Гегеля природа есть самоотрицание идеи. Идея Гегелева есть идея отрешенная от природы, но не свободная от нее (eine naturlose Idee, keine naturfreie). Так и природа у него чужда идеи. Есть различие между отрешенным от природы и свободным от нее (naturlos и naturfrei). Искусный наездник, владеющий конем, независим от коня, но не отрешен от него. Так и идея в духе должна быть свободна от природы, но не отрешена от нее.
Такое отношение духа и природы в Гегелевой Философии было главною причиною того, почему она до сих пор осталась совершенно бесплодною для наук естественных.
***
Также ложно и убийственно отрешил Гегель понятие (Begriff) от чувства (Gefhl). По Гегелю понятие рождается на развалинах чувства: это логически выраженный софизм Руссо: lorsqu’on commence penser, on cesse de sentir, et vice vers? Понятие у Гегеля отрешено, а не освобождено от чувства. (Der Begriff von Hegel ist ein gefhlloser, kein gefhlfreier Begriff).
Понятие не может быть без чувства, так как знание без чувства религиозного. Не имея сего последнего, но, нуждаясь в каком-нибудь чувстве, Философы заменяют его животным.
Отсюда сухость ново-германской Философии, умерщвляющей душу в ее жизни, в чувстве; отсюда бездна, поставленная между знанием и верою, между наукою и Религиею, между философиею и Християнством.
Понятие должно быть независимо от чувства животного в человеке, и непременно соединено с чувством высшим, которое есть свет в человеке. Ибо в нас два чувства: чувство низшее и чувство высшее, чувство эгоистическое, жизненное – и чувство духовное, всеобъемлющее. Из первого страсти; из второго, под влиянием высшим, пророчества, видения, любовь, вера. Первое омрачает и, оцепляя внутреннего человека, убивает мысль; второе греет и освещает. – Так знанию необходимо нужна вера, как беспрерывное подкрепление – и философ не может знать без веры, хотя в самого себя.
***
Должно Гегелю отдать справедливость в том, что он поставил дух выше природы. Этим он взял уже верх над философами-натуралистами, которые в природе полагали настоящее бытие. Он думал тем философию свою сделать Християнскою. – Но Гегель пошел далее – и уничтожил природу перед духом, поссорил ее с ним, вместо того, чтобы ее подчинить духу. У него природа является препятствием, а не служит орудием для духа, который должен перескочить чрез нее, чтобы явиться во всей полноте своей и самобытности. Гегель, подобно Иакову Бёму, отличил идею от природы; но не отличил в природе самой природы от начала ее, как это сделал Бём.
***
Слова Баадера из книги его: Revision der Philosopheme der Hegel’schen Schule (стран. 7 и 8).
«Если Гегель пошел в своем начале глубже нежели Шеллинг, как основатель натуральной Философии, – то конечно не проник он еще так глубоко, как предшественник обоих, философ Тевтонский (Philosophus Teutonicus), который не только учил тому, как идея открылась через природу, но показал, как неоткровенная идея и еще неоткровенное начало природы, только посредством взаимного сочетания, в целости своей открываются или осуществляются. Но так как до сих пор вовсе не знали сего открытия Иакова Бёма (я разумею открытие начала природы), – то и не могли никак отрешиться от мысли о двойстве между идеальным и реальным, из коих последнее смешивали с естественным. Гегель, правда, желал выйти из этого двойства, но как же поступил он? – Он утвердил всегдашнюю их непримиримость – и природа у него явилась в следствие идеи, которая отказалась сама от себя. И так, хотя Гегель и соглашается в том с И. Бёмом, что признает идею чем-то от начала природы искони отличным, хотя от одной и той же причины происходящим, – но с самого же первого шага он в том уже отходит от философа Тевтонского, что начало природы является у него не простым началом или побуждением к природе, но самою природою, уже готовою, довершенною, созданием происшедшим через какое-то грешное отпадение идеи от самой себя. Отсюда Гегелева школа извлекла то следствие, что божественная идея, дабы опять возвратить свою самосущность, должна действовать природе враждебно и убийственно, и сбрасывать с себя создание, как ненужную, как неудавшуюся личинку. Все это произошло от смешения самого начала с тем, что сим началом условливается: против сего-то смешения дал предохранение И. Бём, доказав, что откровение или осуществление идеи, как бытия для себя, условливается через бытие начала природы не для себя, а для идеи. Начало природы служит идее и в ней только получает свою истинную действительность и цельность: если же вы отнимете у него служение идее, то оно не достигает своей действительности: отсюда проистекает в нем жажда Танталова осуществиться особо для самого себя, как нечто от идеи отпадшее и вне ее быть для себя хотящее».
И так Гегель смешал начало природы с самою природою – и вот чем он разнится от И. Бёма, сего истинного основателя Германской Философии и Теософии; вот почему невозможно у Гегеля разумение Християнства, которое без ясного понятия о природе не может быть совершенно ясно.
У Гегеля природа есть личинка Божества, которую Оно сбросило в своем стремлении к самосущному образованию Себя в духе.
Бытие природы у Гегеля есть фантасмагорическое, не истинное, ибо оно в противоречии с бытием Божиим: природа у него есть отпадение идеи от самой себя, есть ложь идеи самой себе, ее личина. – Бытие твари тогда не истинно, когда она свое для себя бытие от бытия в Боге отделяет и противоречит Ему или не соответствует. (Это противоречие или несоответствие выражается в падении Люцифера и Адама, из которых первый противоречил, второй не соответствовал). Понятие о твари по Гегелеву учению совпадает с понятием дьявола или скота: Teufel oder Thier.
***
Если идея и природа находятся в таком раздоре между собою по понятиям Немецких философов, в настоящем состоянии мipа, ложно принимаемом сими мыслителями за состояние нормальное, то должно же быть между ними нечто примиряющее, нечто посредствующее, через которое и возможно сохранение природы – Гегелево das Aufbewahren, принятое им на какую-то логическую веру, но ни из чего не выведенное, ни в чем не утвержденное. – Где же примирение идеи и природы, или правильнее, начала природы? – В Слове… – Здесь они одно. – «Высочайшая причина всех причин (Causalit?t) есть не открытая Монада (Ensoph-Infinitum). В ней есть Основа, или разрешающая и вместе соединяющая средина между высотою и глубиною, идеею и природою, небом и землею, которые оба или обе только в сем соединении, в Слове, свою взаимную действительность имеют». Causalitеt ist unoffenbares Monas (Ensoph). In ihr ist der Grund, oder die entscheidende und zugleich einende Mitte (Centrum) einer Hеhe und Tiefe – Idee und Natur – Himmels und Erde, welche beide nur in dieser Vereinung ihre gemeinschaftciche Realitеt haben». Вот геометрическое изображение сей философской Формулы.
Слово
Идея — Природа
Причина Причин
Эта философская формула может показаться неясною для тех, которые не привыкли к языку самой отвлеченнейшей из всех наук; но истина, содержащаяся в ней, становится ясною для всех и каждого, когда переводится на язык Религии.
***
Эта Основа, это Слово, искони бывшее в Боге и служащее посредником между идеею и природою, есть Сын. Искони, прежде всех веков, превечная Любовь Божия открылась в Сыне, равно как разум человеческий открывается в слове, которое ему единосущно. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово». Кто всею душою своею не погрузится в сие таинство Християнской Религии, кто всех чувств, всех мыслей, всех понятий своих, всего себя духовно и душевно не погрузит в сию основную мысль Християнства – в довечное рождение Сына от Отца, условливаемое одною предвечною и свободною Его любовию, – тот не может назваться не только Християнским философом, но даже и мыслящим Християнином в настоящем значении слова. Это кажется с первого раза совершенно ясно, а между тем никто из философов Германии, кроме И. Бёма, не думал никогда проникнуть в эту основную истину Християнства и из нее извлечь свет для науки.
***
Приведем слова Нового Завета:
«У нас один Бог Отец, из Котораго все и мы для Него; и один Господь, Иисус Христос, Которым все и мы Им». (Посл. I, к Кор. Гл. 8, ст. 6).
«Все Им (Словом) получило бытие, и без Него не получило бытия ничто, что ни получило бытие». Ев. от Иоан. Гл. 1, ст. 3.
«Бога никто не видел никогда: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Гл. I, Иоан., ст. 18.
«Прослави мя ты, Отче, у тебя самаго славою, юже имех у тебе прежде мiр не бысть». Гл. 17 Иоан. ст. 5.
«Да видят славу мою, юже дал еси мне, яко возлюбил мя ecu прежде сложения мiра». Там же ст. 24.
«Вся мне предана суть Отцем моим: и никто же знает Сына токмо Отец, ни Отца кто знает токмо Сын – и ему же аще волит Сын открыти». Матф. Гл. 11, ст. 26.
«Вся мне предана быша от Отца моего и никто же весть, кто есть Сын, токмо Отец, и кто есть Отец токмо Сын, и ему же аще хощет Сын открыти». Лук. Гл. 10, ст. 22.
«Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое; престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли: все Им и для Него создано». Посл. к Кол. Гл. 1, ст. 15.
«Он есть прежде всего и все Им стоит». Там же ст. 17.
«Благоугодно было Отцу, чтобы в Нем (Сыне) обитала всякая полнота и чтобы посредством Его примирить с Собою все, и земное и небесное, даровав мир через Него, кровию креста Его». Там же ст. 19 и 20.
«Он есть образ Бога невидимого». Там же ст. 15.
«Его же Отец святи и посла в мiр, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь». Иоан. Гл. 10, ст. 36.
«Аще Сын вы свободит, воистину свободни будете». Иоан. Гл. 8, ст. 36.
«Егда же покорит Ему всяческая, тогда и сам Сын покорится покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех». 1 Посл. к Кор. Гл. 15, ст. 28.
Все тексты сии мы привели потому, что в них заключается главное таинство Християнской Религии и с ним вместе основа Християнской философии.
Бог Отец, от вечности рождающий Сына и в Сыне находящий совершение любви Своего Духа – вот коренная мысль Християнской философии Баадера; вот мысль, в которую должно углубиться всею душою, в которой надобно возродить и освятить все бытие свое. – И эта мысль, если вы погрузитесь в нее, покажется вам самою простою: это учение, несмотря на всю глубину его, вы можете уяснить даже ребенку, который поймет его через любовь отца своего. Так высшее таинство Религии Християнской может быть доступно младенцам. Недаром сказал Спаситель: «Яже утаил еси от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем». – В самом деле, потребна младенческая простота сердца, чтобы сподобиться принятия этой первой истины Християнства и мiра. Ум кичливый и гордый не может ее постигнуть.
Новейшая Философия Германская видит в Боге только один отвлеченный разум, но не видит Любви. Всякой понимает Бога по-своему, согласно с собственным своим стремлением: философия, чуждая любви, видит в Нем один скелет логический. Потому-то высшая тайна Християнская, тайна довечного рождения Сына от Отца, которая может быть ясна только тому, кто, по учению Иоанна Богослова, видит в Боге высочайшую Любовь, не существует для новейшей философии, не имеющей потому никакой существенной связи с Християнством.
***
Сын в лоне Отца, – выразимся сравнением человеческим, – пребывает, как мысль покоящаяся в нас; исходя из Отца, Он глаголет во внешность, являет Себя, и Им творится мip. Сын – посредник Божий для мipa и для нас. Без Него не создался бы мiр: в любви Отца к Нему – начало творению мipa. Mip явился Им, через Него. Так и мы не можем прямо притти к Отцу; мы можем к Нему только через Сына. – В Нем идея и начало природы, понятие и чувство, знание и вера нераздельны.
На месте Сына или Слова от начала бывшего, связующего идею и природу, у Гегеля бездна, или правильнее логическая увертка (das Aufheben der Natur mit dem Begriffe des Aufbewahrens).
Сын, Слово есть Основа, а не бездна (Grund, nicht Abgrund), средина соединяющая оба начала. Здесь таинственно-глубокий смысл изречения Спасителя: дадеся ми всяка власть на небесах и на земли. Он посредник между небом и землею, высотою и глубиною, идеею и природою.
***
Начало природы содержится в существе Бога, но не самая природа, как тварь.
Философы-натуралисты смешивают начало природы с самою природою, что И. Бём строго различает. Потому-то первые и впадают в пантеизм.
Отсюда проистекает ложное учение о полярности, которая ведет к непримиримому раздвоению противоположностей, проистекающих из безразличия (Indifferenz). Потому-то у них природа и идея (дух) рассорились. – Но в первой причине, в Боге, вместе с началом природы и духа, есть начало и примирения, есть Слово, Сын. Дух и природа, исшед из единого начала, отпали от него, потому что дух захотел утвердить свою самостоятельность и независимость от Бога. Отпадение духа отразилось и в природе. Где же они могут опять примириться? – Примирение их в Боге, где они были одно. Но примириться и водворить прежнюю гармонию не могут они без примиряющего начала, без Посредника, без Сына, который искони был в Боге. Вот почему у Философов, не понимающих Сына, нет никакой возможности к их примирению: потому-то Гегель должен был уничтожить природу перед духом. Но конечный дух без природы не будет иметь полного существования; природа необходимо должна также содействовать к его восстановлению. Об этом будет сказано еще ниже: здесь начало глубокому учению о таинствах Религии, в которых допускается и признается необходимым содействие природы к восстановлению падшего человека.
В учении Немецкой Философии, не понимающей посредника – Сына, виден всюду недостаток чего-то, видна невосполнимая пустота, которую восполняют только логическими хитростями.
Учение, чуждое любви, сушит сердце. Оно светит, но не греет. Солнце, светящее в тридцать градусов мороза, лед издающий свет – вот символы Философии Германской в ее современном состоянии.
***
Без Посредника, без Сына не мог бы мiр быть, не мог бы стоять, не мог бы спастися. Он основа (Grund) ему, и вечная поддержка его бытию, и единственное условие к беспрерывному его возникновению. Так и жизнь человека не может совершаться без помощи сего Ходатая. Всякое дело его, всякая мысль его, всякое чувство его должны являться во имя Посредника.
С этою мыслию о Посреднике, проникающем все творение, взгляните на мiр, и во многих явлениях его вы усмотрите закон посредничества, господствующий в природе.
Между небом и землею есть непрерывное посредничество, соприкосновение и взаимное стремление. Земля посылает свои растения к небу; птицы летят к нему; взор человека к нему стремится; мысль еще далее. Так и от неба есть посланники земле: свет, огонь, дождь.
***
В природе падшей, обыкновенной, утратившей своего Ходатая, все смешение, все препятствие, все беспокойство и тревога; мука при рождении, исходе в видимое бытие; мука при смерти, исходе в видимое небытие или правильнее в невидимое бытие. Начало развития встречает препятствия; конец развития сопряжен с мучением.
Горесть, скорбь происходит от прекращения непрерывности. Стремиться вместе с потоком жизни – вот наслаждение человеку: это значит жить духом, ибо дух есть вечное движение, стремление свободное. Смотрите на поток: попадающее в него только то стремится, что входит в черту его стремления; находящееся же вне черты, пристает к берегу.
***
Идея, входя в природу, вносит в нее единство, и гнев жизни переходит в любовь. Природа, одушевленная идеею, просветляется, преображается. Здесь открывается ее существо настоящее, и ниспадает покров, призрак. – Так ясновидящие видят насквозь существо вещей. Они видят и внешнее, и оболочку; но эта оболочка не мешает им проникать в существо. Мы же обыкновенно видим только внешнее предметов и не видим существа, потому что смотрим внешними глазами, а не духовным оком. Первый человек, с самой минуты создания, прозревал существо вещей.
Но чтобы идея проникла в природу, необходимо участие Посредника. Так идея, в каждом из нас олицетворенная, без содействия Ходатая, в существо природы проникнуть не может.
***
Во всяком образовании (Formation) настоящего, теперешнего мiра есть спор, брожение (Streit), как внешнем, материяльном, так и внутреннем, духовном. – В духе оно называется страстию (Begierde. – Всякое брожение кончается огнем, который пожирает существо спорное; но потом, после горения, приготовляет его к воспринятию высшего, небесного начала, духа. Это величайшая тайна природы и человека: очищение посредством огня. Один и тот же закон повторяется в явлениях природы, как и в явлениях духа. Человек для вечной жизни должен пройти через смерть, которая есть огонь пожирающий. – В процессе зачатия, самом животном процессе человека, есть соприкосновение духа. – Свет есть скрытый огонь; соприкасаясь с веществом, в брожении находящимся, свет становится огнем, в котором есть пожирающее, смертное начало и в то же время – начало живое, начало возрождения.
Огонь есть посредник, есть дверь света; свет, помраченный в твари, может выйти из нее только посредством огня. – Первоначально свет разлит был на всю тварь. Природа являлась Адаму ясновидением, преображенною, просветленною.
Огонь есть очиститель земли. Кончина земли огнем входит в веру не только Християнских, но и других народов. – Земля сгорит и просветится. – Металлы, чтобы очиститься, проходят через огонь. Внутри земли, по исследованиям современной Геологии, находится огонь, зародыш ее будущего очищения. Как огонь в физическом мiре есть дверь света, так смерть в человеке есть дверь духа.
***
Огонь адский должен быть лишен света. Ад есть пожар и тьма, огонь жгущий, но не светящий. – Свет есть примиряющее начало в огне, которого в огне адском быть не может.
Есть в природе муки, которых мы не постигаем. Гореть во тьме – должна быть мука самая ужасная. – Ад есть огонь и тьма, по словам Священного писания.
В природе тление есть горение; но оно без сознания, и потому не мучительно. – Каково же должно быть вечное тление с сознанием, с чувством мучения?
Огонь без света есть смерть без возрождения духа. Потому мука духу есть его вечная смерть; но дух имеет сознание, которое ему единосущно и уничтожено в нем быть не может. Смерть духа есть смерть Богу, началу духа и всякой жизни. Потому вечная мука должна состоять в вечном сознании смерти своей Богу, так как мука телу есть огонь во тьме. – Все это учение о смерти и будущей жизни согласно с словами Священного писания.
***
Философы современные очень часто впадают в пантеизм, всегда возле них присущий, как та бездна, которую Паскаль постоянно видел под собою. Сравнение правильно во всех отношениях, кроме одного, что философы при себе часто не видят этой бездны. Чтобы охранить себя от нее, всякой мыслитель, рассуждающий о Боге, необходимо должен вникнуть глубоко и тонко в те отношения, в которых тварь находится к Творцу.
Бытие твари не есть бытие части в Божестве, но только принятие участия в бытии Божественном (ein Theilhaft-seyn, nicht Theil seyn an Gottes an und f?r sich Seyn). Вот положение весьма важное для предохранения себя от пантеизма. Тварь Божия может быть причастницею вечной жизни, но не частию в бытии Бога (kann theilhaft werden, nicht aber Theil seyn des Daseyn’s Gottes). Пантеистическое учение новой Философии не различает этого.
Неправы те Гегелисты (между прочим Карриер), которые полагают, что древние видели в Боге одну абстрактную общность. Древние называют Бога unicus, unicissimus. Он, по понятиям даже некоторых языческих философов древности, есть существо неделимое и непримесимое. Новые пантеисты-философы заключили Бога в тесные пределы конечной твари. У них личность Бога сливается с личностию твари. В истинной же Християнской Философии Бог сохраняет Свою личность, не сливая ее с личностию твари.
Вездесущность и личность – вот два нераздельные свойства, которые совмещаются чудесно в высочайшем из всех таинств – в таинстве Божества. Понятие о вездесущности без понятия о личности производит пантеизм: – Бог исчезает в мiре, сливаясь с ним; личность без вездесущности производит полифеизм – Бог приковывается к существам отдельным.
Но как постигнуть это великое таинство совмещения двух свойств, по-видимому противоположных? – Из всех Религий мiра одна только Религия Християнская предлагает настоящее разрешение этого великого таинства в таинстве пресвятой Троицы.
Философу всего труднее бывает постигнуть личность Бога; но она, кроме таинства Религии Християнской, доказывается и разумно наблюдением лествицы всех тварей. Чем выше тварь восходит, тем она ближе образом своим к Богу; а чем выше тварь, тем она индивидуальнее. Так человек, созданный, как говорит Писание, по образу и подобию Бога, есть самое индивидуальное из всех существ, в котором личность взошла до самопознания.
Вездесущность и личность – вот два понятия о Боге, ясные в таинстве Християнской Религии. Они как два стража, могут одни только оберегать философа от той бездны пантеизма, которая всегда зияет подле его мысли.
Философ стоит на Альпийской, остроконечной вершине. Там, у границы небес, на Альпах, бывают туманы столь густые, что человек не примечает и руки своей. В такие минуты, чтобы уберечь свою личность, путник должен весь сосредоточиться в ней и не трогаться с места, потому что возле него может быть пропасть. – Не менее густы, не менее опасны туманы философские, которые проникают в область человеческой мысли и скрывают от нас бездну пантеизма, куда легко ввергается философ, не сливающий с понятием о вездесущии Божием понятия о личности Бога, неделимой и непримесимой.
***
Подобно как в нас есть черви – произведение нашего собственного живого организма, – так в самости человеческой, когда она, отпадая от Бога, хочет образоваться самостоятельно, зарождается червь, который может разрушить всю жизнь нашу и производит муку и тоску душевную. Бог, приходя на помощь к человеку в его тоске душевной, соединяется с ним: так Слово сделалось плотию (Слово плоть бысть).
Когда воля природы отказывается от своего эгоизма, для благодати, – тогда благодать входит в нее и осуществляется в ней.
Воля Божия наполняет пустую волю твари, как воздух наполняет пустоту в природе. Да опустеет воля ваша от всего земного, и воля Божия тотчас ее наполнит!
Тварь, к самовыражению назначенная, стремясь выразиться самостоятельно вне слова Божия, теряет способность свою к самовыражению и немеет. Прекрасно изречение Французское: la parole me tombe.
При всяком соприкосновении с грехом, человек теряет способность говорить к Богу. При этом онемении и чувстве своего бессилия, человеком овладевает беспокойство и смущение: таково в затмении – бессилие света, в тяжести – бессилие восстания.
***
Слепые насекомые боятся света, потому что он им вреден. Чего в нас нет, того мы не любим. – Так и в нравственном мiре. Приближьте к душе злодея свет: он будет бояться его. Скажите ему истину: она сначала покажется ему скучна; потом он озлится на нее, и чем более вы будете подносить ее к душе его, тем злее он будет становиться. Истина есть фотометр (светомер) для злых.
Гегель и ученики его проповедуют, что Бог находится в твари, а не тварь в Боге: это две мысли, совершенно противоположные. – У Гегеля, причина созданию мipa заключается в необходимости Бога Самому Себя осуществлять духом; она проистекает из нищеты, из нужды Его себялюбия, а не из богатства Его сообщающейся Любови.
Так как между свободными существами только свободное может быть общение, то творящая Любовь измыслила или промыслила сию самостоятельность твари в отношении к ней самой (т.е. к Любви). Она поставила тварь перед собою, как будто бы сия последняя была действительно от нее (от Бога) свободна, с тем чтобы сия тварь, свободно возвратив Богу как лено данную ей самостоятельность, тем осуществила в себе измышление Любви и сделалась бы действительною причастницею самостоятельности и свободы самого Бога.
Но грубый и черствый пантеизм отрицает это снисхождение Бога в отношении к твари, эту самопреданность Любви: у него Бог свое собственное осуществление берет у твари, а тварь только то считает своим, что берет, или как Промифей крадет у Бога.
***
Бог, сообщившись прямо твари, вошед внутрь ее, мог бы только ее сжечь. Она не вынесла бы на себе Его присутствия. Даже у древних язычников был на это глубокомысленный миф: Юпитер сжигает Семелу.
Бог нисходит к твари через Посредника Своего, через Сына; Бог помогает ей до Себя; Он проникает в ее любовь, в волю любви. О Боге, как о любви, можно сказать: descendit, ut elevet; abscondit se, ut se manifestet. (Нисходит да возвысит, скрывается да явится).
Если сердце твое в сердце Бога, то и рука твоя в руке Его. Если человек данную ему Богом молитву действительно в себе слышит, произносит внутренно и чувствует, – то он содействует тем к ее услышанию.
Можно ли Бога представлять себе одним мыслящим существом? Можно ли представлять его без чувства? Бог есть Любовь, а Любовь не первое ли чувство? – Бог, и наказывая нас, сострадает нам, как отец, которому больно наказывать сына.
***
Некоторые современные лжетолкователи Xристиянства, в учении коих зародился уже Антихрист, видят в Христе Спасителе только человека, сознавшего в себе Божество свое, тогда как Христос, по всему смыслу Евангелия, есть Бог, нисходящий до человечества. Какое превратное толкование Християнства! Сам дьявол не мог бы истолковать его хуже.
Человек, гордо сознающий в себе Божество, или Бог, из Любви смиренно нисходящий до человечества: какая бездна противоположности!
Спаситель отличает в себе чудесным образом два существа Свои: сына человеческого и Сына Божия. Это отличение человека от Бога во Христе; эта Божественная скромность и уничижение – есть один из важнейших пунктов Християнства, который вовсе не понят современными его толкователями.
«Аз есмь истина и живот» – здесь слышен Бог говорящий, ибо такие слова со стороны всякого человека были бы гордостью, несовместною с существом Спасителя. – Когда же Христос, осужденный как человек, предстает Пилату, и Пилат спрашивает Его: что есть истина? – как в глубокомысленном безмолвии Спасителя Бог нисходит до человека и являет всему мiру пример неподражаемой скромности. – В прежних словах и в этом молчании, Спаситель самым ясным образом выразил мiру два существа, в нем совмещенные: Бога и человека.
***
Против тех, кто осмеливается сомневаться в чудесах Христовых, Баадер говорит: «Кто отвергает, что Слово стало плотию и приняло на Себя тело и душу твари, равно и идею от человека, не с тем, чтобы их отщетить, но чтобы отрешить их от всего того, что мешает их свободному общению с вышним светом и жизнию; кто отвергает Христа, на земле родившегося, на земле жившего, сверхъземные чудеса деявшего, на земле умершего и сверх-земно восставшего и живущего, – тот, по словам Св. Иоанна, Антихрист».
***
Новейшая школа философии имеет понятие о Боге самое ограниченное, самое тесное и узкое. – Бог ее есть бог низшей сферы, сферы тесного, ограниченного человеческого разума. Все, чего современная философия объяснить не может, отвергает она как ложь, ибо чудо у нее есть ложь. Но мало ли чего мы не можем объяснить в природе? – Аэролит есть также ложь по этому.
Чего современный философ не может разгадать, того Бог не может сделать! Как же должен быть ограничен этот Бог, когда всемогущество Его сковано разумением философа! Какое скудное понятие о Боге! Оно может быть достойно только самого скудного века. (L’humanitе en devenant mesquine se fait un dieu mesquin).
***
Человек был поставлен духовным солнцем мiра, оком Божиим разумной сферы. Но он потерял это место. С падением его изменилась или превратилась та высшая сфера, в которой жил.
Человек первоначальный был чудом мiра. Человека нельзя объяснить из творения: ему нет предъидущего. Вспомним глубокомысленное сказание Библии: Адам, пересматривая все твари, не нашел в них себе подобной.
Адам был упоен мiром: он обезумел от него. Что такое в нас сон? – Слитие с мiром, отречение от своей самостоятельности.
Жизнь наша по большей части такова. Мы не живем в той сфере, для которой назначены. По временам только мы пробуждаемся и освобождаемся от мiра (wir werden weltwach und weltfrei).
Время с вечностию в споре. Чтобы завести вечность, надобно остановить часы времени, и обратно. Человек, один во всем творении, может иметь, по выражению Шекспира, вечные минуты (eternal moments), в которых нет ничего временного. Это такие же светлые промежутки (lucida intervalla), какие бывают у безумных.
Человек, пробуждаясь от мipa чувств, где находится он в усыплении, возрождает в себе первоначального чудо-человека.
***
Человек просит точки вне мipa, чтобы поворотить землю и небо (Da mihi punctum, coelum terramque movebo); но где взять ее? Он прикован к мiру.
Християнский философ говорит: Da mihi Christum, coelum terramque movebo.
***
Разгоните потьмы материяльные – и вы найдете человека; разгоните потьмы духовные – и вы найдете Бога. Когда хаос природы перешел в устройство, – человек явился органом истины для управления мiром. Когда рассеется хаос духовный, куда человек виновный погрузился, тогда открывается истинная жизнь духа, чрез Ходатая, Совершителя нашего возрождения.
Человек поставлен был от Бога в центре природы, чтобы в ней продолжать божеское действие, но он не захотел – и Бог снова должен был возобновлять, воссоздавать человека. Бог для того Сам сделался человеком, потому что сей последний не мог продолжать на земле действие Божеское.
Как это учение противоположно современным на Западе толкованиям Християнства! – Какая здесь видна бесконечная благость и любовь Бога к человеку! Он любимое творение своего Создателя. Как утешительна, и тепла эта мысль! Сердце человека, столь тесное, может обнимать Бога – и Бог, во всей жизни человечества, не престает заботиться о том, чтобы довершить свое любимое создание: вот истинная точка зрения на Историю всего человечества.
Только в Християнской Религии заключается идея, которая может обнять совокупность Истории всемiрной. Уж это самое доказывает ее истину, ее всеобщность, ее необходимое соприкосновение с жизнию всего человечества. Занимающиеся Християнскою философиею теряют из виду эту глубокую мысль.
***
Вся История человечества имеет быть развита в трех периодах по главным элементам человека, в нем постепенно развивающимся: естеству (Natur), душе (Seele) и духу (Geist). Совершенство человеческого образования предполагает непременно совокупное развитие всех трех элементов. В здравом теле любящая душа и в любящей душе мыслящий дух – вот идеал земного человека. Но во всяком из периодов жизни человеческой бывает преимущественное развитие одной из главных стихий, которая, развиваясь господственно, стремится вместе с тем утвердить исключительное бытие свое, – и в этом-то стремлении заключается зло, развивающееся в человеке по тем же трем существенным его элементам: естеству, душе и духу. Вот внешняя форма, изображающая ту же самую мысль: три точки образуют треугольник – и только взаимным стремлением этих точек друг ко другу условливается полное существование треугольника; но если каждая из сих точек захочет утвердиться самостоятельно в своем эгоизме, – тогда невозможно и существование треугольника. Отсюда начало зла.
Такое стремление всякого из сих элементов к самостоятельному и безусловному утверждению своей сущности мы видим во всяком периоде жизни человечества. В первом, когда человек развивался под преимуществом естества, природа захотела быть предметом исключительного обожания: отсюда обожание сил природы, идолопоклонство язычников; древний мiр кончил развратом тела. – Развитие, последовавшее за тем, можно назвать развитием психическим: в нем также были свои крайности. Некоторые хотели душою умертвить совершенно тело, что доходило почти до самоубийства. При этом приходят невольно на память Индийские Йоги и Могаммеданские факиры. Такого рода фанатизм был силен и на юго-западе Европы. Подобные явления должно отличать от высоких явлений первоначального Християнства, которого мученики предавали свое тело на мучения перед лицом языческого человечества и кровию своею утучняли свежую почву новой Веры. Между протестантами были секты асцетические, которые смотрели на брак как на что-то грешное, и воздерживались от него: сюда принадлежат Гихтелиянцы, последователи Гихтеля. Одним из злоупотреблений психического развития в человечестве была так называемая платоническая любовь средних веков, или обожание женщины, которое переходило в какое-то душевное кумиропоклонение.
В наше время, когда надлежало бы начаться преимущественно духовному развитию, мы видим в современной философии Гегеля эгоистическое стремление духа, все уничтожающего и особенно вредного душевному, любовному началу в человеке. – Должно заметить, что это возвышение духа в Философии совсем не сопряжено с обузданием тела, как проповедуется в истинном Апостольском учении, которое повелевает человеку смотреть на тело свое как на храм живущего в нем святого духа (1 Посл. к Кор. Гл. 6. ст. 19); напротив, телу презренному в философии, предоставлены в жизни все его плотские страсти. Потому такая исключительность духа, сосредоточенного в своем гордом сознании и презирающего тело, становится весьма вредною и для сего последнего, – вреднее даже чем у Йогов и Факиров господство души, которая по крайней мере обуздывала тело. – В нашем веке, дух и тело живут как муж и жена в разводе: каждая сторона может делать что ей угодно.
На развитии сих трех составных элементов человека в их последовательном порядке должно быть основано и воспитание: в постепенности надлежит развивать в человеке эти стихии – и самим воспитанием приготовить, так сказать, краткий план для всей его жизни.
***
И так вместе с развитием доброго начала в человеке развивается и начало злое: человек во всемiрном пути своем сопровождается своею тенью. Зло идет, как мы уже сказали, по тем же трем степеням общего развития нашего: естеству (Natur), душе (Seele) и духу (Geist), и заключается в эгоистическом стремлении каждого из сих начал заключиться в своей односторонности. В современной жизни человека зло у многих приняло духовный характер – и развивается духовно. К истории добра в человеке необходимо б было прибавить историю зла, и даже без сей последней первая не может быть понятна. Это забывают в современном учении о Християнстве.
***
Религия человеку естественна и необходима. Религия есть дар человеку свыше, а не изобретение ума его. Она небесного происхождения, а не земного.
Делайте – и вы будете верить. Вера истинная начинается с дела. Врач дает вам лекарство: вы должны сначала принять его на веру, чтобы потом узнать и на себе ощутить его силу. Вера нам дается свыше: надобно принять ее, чтобы потом удостоиться другой веры, просветленной знанием.
Нет человека без Религии: он служит или доброму или злому началу, но непременно служит.
Потому служение человека есть для него или древо жизни, или древо ядовитое. Отпадение его от благой воли было причиною того, что он впал в рабство безвольной природе (пантеизм): основа же тому есть рабство духовному злу.
Религия человеку есть или источник блага или источник муки: человек не может от нее отрешиться, как не может отрешиться от Бога. – Наклонность в человеке к удивлению есть уже начало религиозного. Мы удивляемся тому, что выше нас и что с тем вместе может низойти до нас: сею последнею чертою удивление различается от страха и изумления. Удивление есть признание чего-то высшего над нами. За ним следует обыкновенно желание, чтобы это высшее низошло до нас. Религия есть со стороны человека стремление к Существу, над ним высшему, а со стороны Высшего Существа свободное нисхождение к человеку.
Чувство удивления участвует и в наслаждениях наших произведениями искусства. В этом чувстве сходятся Религия и искусство, имеющие постоянное духовное родство, как свидетельствует история всех народов.
Человек, неспособный к удивлению, заключает в себе или низость, сковывающую его духовные порывы, или гордость, которая противится смирению, и устраняет преклонение духа перед Божеством и благоговейное созерцание изящного в искусстве, требующее также чувства самопреданности.
***
Религия шествует, развивается. Первоначально Откровение было у человека; потом сделалось собственностью немногих избранных людей, предчувствовавших Християнство, – и поток его съуживался все более и более до тех пор, пока из своего средоточия – Христа, истек на все человечество спасительною Его кровию. Прошедши через Его божественную личность, Откровение стало всемiрным. Теперь оно уже всечеловеческое, но чтобы сделаться таким, необходимо было ему пройти через личность самого Христа.
***
Необходимо написать Историю Богослужения, ибо в ней заключается история постепенного возобновления человека. – Через падение существенные элементы человека были расстроены: надобно было поставить их снова в прежнее гармоническое соотношение. Преобразование сих начал, в человеке рассорившихся, могло уже совершиться не иначе, как в постепенном развитии, по периодам последовательного господства каждого из них, при совокупном содействии прочих. – Пример такому возобновлению видим в физическом возобновлении человека, во сне. В бодром его состоянии душа и тело действуют вместе, за одно; но во сне, для того чтобы силы его возобновились, душа и тело в нем разделяются; душа блуждает далеко. Так совершается и возобновление нравственное человека по трем элементам, в нем присущим: естественному (физическому), душевному (психическому) и духовному.
Три эпохи Богослужения развиваются в постепенности: Богослужение естественное, психическое и духовное. Но в третьей заключаются две предъидущие: сила их входит в нее. Богослужение духовное, Християнское, приемлет в себя и естественное и психическое.
В кафолической Религии Церковь приглашает также и природу к тому, чтобы она принимала участие в восстановлении человека: отсюда объясняется высокое значение таинств Християнских, в которых элементы самой природы приемлют участие в нашем восстановлении. – Здесь особенно учение Баадера согласуется с учением православной нашей Церкви, которая в таинствах призывает силы природы, в возрождении человека. – При таком глубоком религиозном воззрении на природу, освящаемую в таинствах, видна нелепость протестантского учения, которое, отвергнув их, приготовило заранее Гегелиянизм, поссоривший человека с природою или низведший природу на степень самую низкую, вместо того чтобы призвать ее во имя Религии, да содействует и она возрождению человека. – Некоторые учители западной церкви, как например Мёллер, бывший Профессором Богословия в Тюбингене, видят в таинствах одно только символическое участие природы; – но через этот пустой, отвлеченный символизм, уничтожается самая сущность их действия.
Замечательно, что по-Немецки слова Mahl (вечеря) и vermеhlen (сочетаваться) одного происхождения: в Вечери мы сообщаемся с Вышним, мы сочетаваемся Ему. – Замечательно в глубоко-философском языке Германии другое слово-производство: Vers?hnung (примирение) от слова Sohn (Сын). Здесь выражена коренная, основная мысль всего Християнского учения: примирение человека может совершиться только посредством Сына. – Иаков Гримм согласен с этим словопроизводством. Как философы Германии уклонились от коренных мыслей Християнских, которые присущи в языке их народа!
***
Человек падший и падением своим уронивший природу, обязан восстановить ее, как говорит и сам Апостол. – Восстановление природы совершается повсюду, где селится человек. Замечено в Америке, что с водворением человека в местах пустынных явились около жилищ его такие новые растения, которых прежде не видали. В восточных странах, где нет Християнства, господствует язва. Хлеб и вино являлись повсюду, где человек водворялся. Какое глубоко-знаменательное прообразование в природе самого великого таинства, причащения! Отсюда видно, что оно было искони предназначено человеку.
Баадер с благоговением говорит о том глубокомысленном уважении, которое наш простой Русской народ питает к хлебу, считая грехом и сорить его и бросать. Это глубокий, Християнский инстинкт в Русском народе.
Еще с большим благоговением взирает Баадер на обряды нашей Церкви, благословляющей все дары природы, прежде нежели вкусит от них человек. Природа, только благословенная Религиею, может содействовать к укреплению и поддержанию сил человека.
Земля есть место работы человека, место, на коем должно совершаться его восстановление и примирение с Богом. Человек любит землю. Возделывая ее, он возделывает себя. Он украшает гробницы. Он любит землю и как постелю свою, на которой придется ему долго лежать.
Земля вместе с человеком приемлет участие в служении Богу: ее испарения, восходя от нее к солнцу, возвращаются оттуда к ней же плодотворным дождем: вот в природе символ молитвы человеческой.
Был обычай прежде объяснять всю Мифологию работами земледельческими, как будто бы человек употреблял предметы по его мнению возвышенные для означения предметов низких. – Но должно заметить, что земледелие в первоначальном человечестве не было низким ремеслом; что оно имело великое значение и во всех действиях своих сопровождалось религиозными обрядами. – Возделать землю – было искони первою задачею человека на земле, первым вопросом, предложенным ему от Бога. Земля одичала его виною, и он обязан был ее очистить от вины своей.
***
Брак есть таинство. Протестанты, уничтожив в нем сие значение, а западные Католики, допустив брак гражданский, разрушили святыню брака и его важное назначение. Муж призывает к себе жену с тем, чтобы вдвоем, совокупно возродить в себе образ Бога. Обязанность мужа и жены – взаимно пещись о том. Но брак, будучи в состоянии много содействовать к возрождению человека, может с другой стороны быть и пагубен: обращенный на одну чувственную сторону, он может только ускорить пагубу обоих существ. Потому-то брак и должен быть освящен таинством, и таким образом одухотворен.
Франция, допустив гражданский брак, привела свой народ, желающий во всяком случае освободиться от уз, налагаемых на него гражданским обществом, каких бы то ни было, к понятию о диком животном браке, который начинает теперь сильно господствовать в этой стране. Такой брак представляет только совокупление гордости (Hoffahrt) мужа и низости (Niedertrеchtigkeit) жены. – В браке, как таинстве, гордость мужа переходит в смирение (Demuth), слабость жены возвышается до величия мужа: вот истинное значение брака. – Таково бракосочетание неба и земли в человеке; в нем небо низошло до земли, земля поднялась до неба. Какая глубокая истина!
***
Занимающиеся на западе исследованием Християнского учения не вникают надлежащим образом в теорию самого Откровения и доброй воли в человеке. – Человек пал – и добрая воля может быть им приобретена только через содействие Спасителя. Человек не может любить иначе, как через Бога: ибо всякая любовь человека падшего есть эгоистическая. Только в Боге любовь просветляется и становится настоящею; в твари же нет любви – она вся в Боге, ибо надобно для любви иметь Его всеобъемлющую, вездесущую личность и Его неиссякаемое богатство. – Новые Феологи и Философы на Западе не знают этого чувства; не знают, что есть внутреннее откровение Любви, откровение благой воли, которому соответствует и внешнее.
Следует притом заметить, что новые философы в понятиях своих смешивают внутреннее с субъективным, внешнее с объективным. Но во внутреннем, как и во внешнем, может быть субъективное и объективное. – Даже идея в художнике не есть ли род низшего откровения, им управляющего? Не подчиняется ли он своей идее? Рука его не следует ли за нею? – Такое же откровение, выше первого, есть и в доброй воле и любви, где человек превращает внутреннее свое в объект, подчиняя его высшему субъекту, на него действующему.
Спаситель говорит: никто не благ, токмо Бог. В Любви существенное присутствие Божие. Где Бог является в творении, там деятельная любовь, и обратно – где истинная любовь, там и Бог присущ; но вся так называемая любовь твари, чуждая Любви Божией, потому не есть любовь истинная.
***
Любовь, связующая всех людей, есть начало Божие. Человек затворен в своей самости, заключен в себялюбии: как бы мог он выйти из сего эгоизма, если бы Любовь Божия ему не открывалась? Когда бы сам Бог не стал человеком, когда бы не пролилась кровь Богочеловека, то наша кровь, скованная ледяным началом эгоизма, не могла бы свободно течь и переливаться из одного сердца в другое, влечением любви всечеловеческой.
Одна из важнейших частей учения Християнской философии есть теория освобождения человека, которую мы теперь изложим посредством следующей формы.
а заключено в b и не может само освободиться, для этого потребна сила внешняя А, которая может действовать на b и вобрать его в себя; вобравши в себя все это препятствие, А освобождает а, т.е. дает ему возможность к освобождению, которое окончательно и постоянно утверждается только через соединение а с его освобождающим началом А: только при сем последнем условии b, как разделяющее оба, может быть совершенно уничтожено. Отсюда ясно, что а само должно содействовать к своему вечному освобождению. А хотя и дает ему средства к возвращению своей свободы; но только добровольным стремлением к своему Освободителю освобождаемое может утвердить свободу сию навсегда.
Вот теория жертвы и свободы человеческой! Вот одна из важных частей учения Християнского! – Христос освобождает нас от грехов; но Он носит их на Себе, покамест мы сами в себе не уничтожим их. Тогда только мы становимся совершенно свободны, и можем торжественно соединиться с нашим Искупителем в этой свободе.
Вот чего не понимают Протестанты, думая, что искупление уже совершено и что не нужно к нему никакого содействия человеческого. Вот почему протестантизм привел к безнравственности. Это другая, противоположная сторона Римских индульгенций. По учению западной церкви можно откупать грехи и тем содействовать к своему искуплению; по учению протестантскому можно их делать, сколько угодно, даром и налагать на Христа, все искупляющего и все очищающего4.
***
В жертве, в искуплении, следует непременно различать сии три момента, которые в самом действии искупления соединяются: Бог делает многое для человека без него; человек делает сколько-нибудь с Богом, – и наконец человек делает что-нибудь и сам для Бога. Надобно, как сказано выше, различать сии три момента, но не отвлекать один от другого, ибо спасение заключается только во взаимном их совокуплении. Протестанты признают один первый момент, а именно, что Бог делает все для человека без него. Рационалист же думает, что он может сделать все сам собою. В Римском исповедании вы часто найдете лица, которые до того соединяют себя с Богом, что подумаешь, приобрели они Его себе, купили. Начало этому софизму в самом Папизме, который мечтает представлять собою Бога, и торгует Его властию.
Христос стер главу змия: все люди призваны к тому, чтобы силою Его стирать в себе оставшиеся члены змия в каждом из них. Тогда последует соединение их со Христом и принятие от Него Духа.
Человеку предстоит троякая обязанность: освобождать природу от страданий, освобождать душу сочеловеков от страданий же и наконец вместе с самим Христом нести крест. Вот самое высшее.
Теория освобождения, которую мы изложили в отношении к человеку вообще, применяется физиологически к болезням и физически к явлениям природы, как напр. к электричеству.
В сей теории Баадер полагает много будущих надежд для Християнства и думает, что Россия много содействовать может к ее лучшему уяснению и применению, поелику ни Романизм, ни Протестантизм не поставили сей теории в надлежащем свете.
***
Романизм и Протестантизм должны придти теперь к заключительной распре, в которой они умерщвляют взаимно друг друга: прежде распря сия совершалась посредством оружия и с пролитием крови; теперь совершается она в области духа, переходит в мысль. Ни одна сторона не подается к другой: романизм коснеет в своей прежней исключительности и в своем корыстном начале; протестантизм вдается в совершенную крайность свободы и уничтожает всякую возможность Церкви, без которой нет и Християнства. Ясно, что ни та, ни другая сторона не представляют никакого будущего для Християнской Религии. С одной стороны себялюбивая исключительность, с другой какое-то феодальное распадение не могут к привести ни к чему всеобщему, ни к чему всемiрному, всечеловеческому, без чего и Християнству нет развития в будущем: ибо не придет кончина мiра, сказал Спаситель, прежде нежели Евангелие царствия будет проповедано по всей вселенной (Матф. гл. 24. ст. 14).
***
Чем более вникаешь в историю Церкви и в писания святых Отцев, даже западных, тем более убеждаешься, что Папство есть учреждение позднейшее, произведенное светскими интересами, установленное под влиянием мiрской власти. Баадер доказал это ясно в своем маленьком сочинении: Ueber die Trennbarkeit oder Untrennbarkeit des Papsthums oder des Primats vom Katholicism5. – Здесь привел он тексты святых отцев древней Западной церкви, когда она еще не совершила раскола от нашей. Вот они. – Св. Киприян, живший в 3-м веке, говорит in prol Concil. Carthag. de baptiz. haeret.: «Ни один епископ в мiре не должен называть себя епископом епископов, или угрозами и запрещением благ духовных налагать оковы на веру и действия». – Блаж. Августин, живший в 5-м веке, так выражается в Serm. 270 in die Pentec: Et ego dico tibi – tu es Petrus, quia egopetra, tu Petrus; neque enim a Petropetra, sed apetra Petrus, quia non a Christiano Christus, sed a Christo Christianus. Et super hanc petram dificabo ecclesiam meam. Non supra Petrum, quod tu es, sed supra Petram, quam confessus es». (Retract. I. 1. c. 21). И я говорю тебе: ты еси Петр: поелику я камень (petra), а ты Петр: ибо не от Петра камень, а от камня Петр, так как не от Християнина Христос, а от Христа Християнин. И на этом камне созижду церковь мою: не на Петре, который ты еси, но на камне, который ты исповедал. – Амвросий Медиоланский, живший в V-м же веке, также объяснял эти слова Спасителя в сочинении своем: De Incarnatione Domin. Sacram. с. 5: «Fides est ergo ecclesiе fundamentum, non enim de persona (carne) Petri, sed de ejus (et omnis hominis) Fide dictum est quia portе mortis ei non praevalebunt. – И так вера есть основа церкви: ибо не о лице (теле) Петра, но о его (и всякого человека) вере сказано: и врата адова не одолеют ей».
Так святые отцы древней Западной церкви в то время, когда она принадлежала еще к единому стаду, толковали слова Спасителя, на ином значении коих Папы утвердили власть свою, начертав их огромными буквами в куполе храма Св. Петра.
Самым же сильнейшим противником Папизма является Григорий Великий, в VII веке, бывший сам Епископом Римской церкви. Он в своей Epist. ad Anastas., ad Maurit. Sabianumque, всех решительнее и яснее выразился против всякой мысли о первенстве, говоря: «С самого начала Християнской церкви не было примера, чтобы какой-нибудь Епископ присвоивал себе имя всеобщего или главного: ибо знали, что если Епископ назовет себя всеобщим и впадет несчастным образом в какую-нибудь погрешность, то вся Церковь подвергнется вместе с одним лицом опасности падения, а потому признание такого первенства или преимущества есть совершенное богохуление и отрицание веры».
Вот учение истинное древней Римской церкви, пером одного из святейших Пап изложенное! Таково ли учение Григория VII-го, признавшего непогрешительность единого, с опасностию для всей церкви и в соблазн всем?
Все учение Рима относительно к Папизму Баадер превосходно подвел к одному знаменателю в следующем выражении: оно есть Papificatio Christi.
***
В другой статье своей: Rеckblick auf Lamennais, bezеglich auf die Widersetzlichkeit des katholischen Clerus in Preussen gegen die Regierung6, Баадер доказал текстами из Папских булл и известных сочинений революционное стремление папистов и самих Пап в присвоении себе светской власти7.
***
Как Римская церковь в своей исключительности и гордости удалилась от первоначального всемiрного учения Апостольского! Прочтите слова Апостола Петра (Деяний Апост. Гл. 10. ст. 34-36.) «По истине я познаю, что Бог нелицеприимен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Что касается до Слова, которое Он послал сынам Израилевым, то это есть благовестие о мире чрез Иисуса Христа, который есть Господь всех». – По словам Апостола Павла Бог есть Бог не одних Иудеев, но и язычников. «Или Иудеев Бог токмо, а не и языков ей, и языков». (Посл. к Римл. Гл. 3, ст. 29).
***
Даже в Ветхом Завете, которого истина, еще не совсем явленная мiру, сосредоточивалась в нескольких избранных одного народа, говорится, что всякой народ имеет своего Ангела у Бога. Какая прекрасная мысль! Как странно, что ни один великий эпический Поэт времен Християнских ею не воспользовался!
***
В священной Истории есть два великие события, соответствующие друг другу, при всей их противоположности наружной: смешение языков при столпотворении Вавилонском и сошествие Св. Духа в виде огненных языков на Апостолов. Человеческие языки, смешавшиеся там, здесь пришли снова к духовному своему единству. Как это воспринятие всех языков мiра в Духа святаго противоречит опять учению Римской церкви, которая стремилась искони ввести повсюду исключительное господство языка Латинского!8
***
Одно из сильнейших доказательств в пользу божественности Християнства есть его всемiрность, всесторонность, всеобъятность, всевосприемлемость. Чего не могло оно воспринять в себя и освятить Божественночеловеческим значением? Искаженные развалины Християнства видны более или менее во всех религиях мiра. С другой стороны нет такого необходимого учреждения человеческого, которое не нашло бы себе опоры в Християнском учении. Замечательны следующие слова Баадера из его книги (стран. 85):
«Дух, душа и тело в человеке находятся под законом верховного, соответствующего им воздействия: если рассмотрим мы историю Религий, то убедимся во всеобщности сего закона, а именно, что Бог ни единому народу не остался неявен: великая и отрадная истина, что Бог есть отец всех народов. В древних преданиях самых различных между собою племен находятся очевидные искры света, первоначально им сиявшего. Сличите феогонические сказания древних Индийцев, Вавилонян, Персов, Египтян, Финикиян, Греков, Кельтов, Скандинавов, Американцев: вы всюду заметите рассеянные лучи единого первоначального света. Так напр. у Американцев найдены были некоторые истинные мысли о сотворении мiра и эпохах его усовершения, о первобытной истории человеческого рода и его падении; они имели даже образ, называемый: три в едином, и Мексиканцы сказывали путешественникам о Боге, воплотившемся для блага человечества. То или другое, в большей или меньшей ясности, рассеяно в преданиях других народов, и тем более, чем они древнее. Не ясно ли отсюда, что все народы одного происхождения; что все они первоначально наследовали от своих общих прародителей учение и предание единое первоначальное (une tradition mеre)?».
Хорошо было бы написать Историю Мифологии всех языческих народов с Християнской точки зрения – и показать развалины Християнства у всех племен мipa. – Некоторые современные противники истинной Веры обращают против нее частные сходства, находимые между догматами ее учения и преданиями народов языческих. Но взгляните на сии сходства с настоящей точки зрения, и то, что злоупотреблением науки и безверия обращается против истины Християнской, послужит только к самому ясному и полному ее оправданию. Из этих сходств видно, что свет искони рассеян был по мipy, но искажен человеческими преданиями: только в Християнстве является он в полноте своей истины и в чистом, беспримесном, Божественном Откровении.
Великая задача предстоит будущим миссионерам Християнского учения: отъискивать развалины его у племен зараженных лжеверием, у племен самых диких, и к сим-то отросткам, заглохшим в терниях предрассудков, прививать свежую лозу божественной истины.
***
Мы видели, что будущее всемiрное, всеобъемлющее развитие Християнства не может принадлежать ни Романизму, погибающему в своей исключительности, ни протестантизму, ведущему к решительному распадению и породившему философию без Християнского начала. Следовательно, это будущее должно принадлежать такому Християнскому народу, который не участвовал ни в одной крайности западного раздвоения и умел соединять искони примерную верность своей Церкви с такою же примерною, всеобъемлющею веротерпимостию. Всякой Русской, по собственному чувству, отгадает, какому народу принадлежит высокое призвание обнять и далее развивать Християнство в духе всечеловеческом.
***
Но и сему народу, подобно как и другим, предстоит великое искушение. «День Христов не приидет, говорит Апостол Павел (2-ое Послание к Фессалоникийцам гл. 2. ст. 3 и 4), пока не приидет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или священным, так, что в храме Божием, как Бог сядет, выдавая себя за Бога». Эти пророческие слова Апостола чудесным образом сбываются на западе. Далее, в утешение верующим, Апостол предвещает, что Господь Иисус сразит беззаконника духом уст своих и явлением присутствия своего истребит (ст. 8), и обращаясь к Фессалоникийцам, продолжает: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала чрез освящение Духа и Веру истине избрал вас ко спасению». – Замечательно, что искони в Фессалониках обитали племена Словенские и что отсюда распространились первые лучи Християнского учения на весь Словенский мiр. Велико же, по словам самого Апостола, призвание племен Словенских9, среди которых первое место суждено от Провидения нашему Отечеству.
***
Две книги необходимо б было написать теперь в России, в настоящую минуту ее бытия: во-первых, Историю западной церкви с Русской точки зрения, и во-вторых, Историю всего человечества с Християнской точки зрения. В первом сочинении Россия могла бы сказать свое истинное, беспристрастное и решительное слово в западной распре, и представить ее в настоящем виде; во втором, Россия могла бы раскрыть свое всеобъемлющее воззрение на Християнство и, возвысив его над всеми событиями человечества, отсюда вывести ясно его Божественность.
В самом деле, если мы взглянем на людей величайших, на гениев мiра, то во всяком из них находим слабую сторону, доступную порицанию. Возьмите Наполеона, Петра, Карла Великого, Юлия Цезаря, Александра Македонского. Всякой из них был предметом справедливого удивления и не менее справедливого порицания. Возьмите всех славнейших законодателей мiра: не то же ли самое? Возьмите все величайшие события, какими гордятся разные народы: реформацию в Германии, революцию во Франции, даже крестовые походы. Переберите знатнейшие человеческие учреждения: римскую республику, империю, папство, рыцарство, конституционные правления. Везде есть слабая сторона, везде пята Ахиллова. Не видно ли по всему, что человек находится в состоянии греха, в состоянии падения? Этот Ахилл, всем телом бессмертный и уязвляемый только в одну пяту, какой глубокомысленный языческий символ греха человеческого!
Но в ком же одном нет пяты Ахилловой? – Против кого не сыщется слова? Кто в истории человечества един совершенный? Только Христос, распятый на Голгофе. Мог ли сей единый безгрешный родиться от грешного человечества? Вся история, слабостию всех высочайших гениев мipa, убеждает нас в том, что Христос возможен был только от Бога и есть единородный Сын Его. – Все события человеческие изменчивы и ложны: какое же событие вечно и неизменно? Християнство. – Около него одного только может собраться к единству вся История человечества. Все идеи человеческие тесны для сей последней и не могут в себе вместить ее: ясно отсюда, что идея Християнства, единая вмещающая Историю человечества, должна быть сама по себе идея Божественная.
Вот те главные результаты, которые имеет в подробности развить История, озаренная духом всеобъемлющего Християнства.
(Москвитянин. 1841. Ч. 3. № 6. С. 378-437).
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.