В жизни всякого христианина неизбежно наступают день, когда мы, близкие наши, наши друзья и знакомые завершают свое земное существование. Эти минуты расставания порождают немало проблем и житейских хлопот, в первую очередь они связанны с обязанностью нашей устроения похорон по православному обряду.
 К сожалению, годы гонений на Церковь в Советский период и в нынешние «последние» времена привели к тому, что благочестивые традиции нашей Церкви были нарушены, а многими они даже прямо продолжают попираться.

Подобающее погребение тел усопших христиан от самого начала бытия Церкви, между тем, составляет одну из важных сторон ее жизни.

В древней Церкви христианская община заботилась о том, чтобы ее члены не лишались должного погребения в земле, с соблюдением православного чинопоследования погребения усопшего.

Погребальные обычаи христиан определяются верой в телесное воскресение умерших (Ис. 26:19; Рим. 8:11; 1 Кор. 15:42-44, 52-54; Флп. 3:21) и отношением к телу христианина как к храму Божию (1 Кор. 3:16). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7), — говорит слово Божие.

Относительно погребения христианина существуют древние уставные постановления Православной Церкви.

На третий день этот ритуал проводится по апостольской традиции, так как православный верующий крещен во славу Троицы. О традиционном для нас поминовении в третий, девятый и сороковой дни говорят ранние христианские источники:  книга Апостольские постановления (380 г.), а также святой Макарий Александрийский, который цитирует эту книгу в слове об исходе душ праведников и грешников: «совершайте  третины  почивших – в псалмах, чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день:  девятины  – в воспоминание сущих здесь почивших, также в честь девяти чинов Ангельских:  сорочины  – по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея; и годовщины памяти почившего – в знак памяти и любви к умершим, потому что день смерти есть как бы день рождения их для новой, вечной жизни». Кроме богословско-философского значения здесь обнаруживается и мистическое, затрагивающие загробную жизнь души. Ангелы объясняли значение поминовения третьего дня святому Макарию. Душа, еще привязанная к мирскому, первые 2 дня скитается около собственного дома, в котором происходит отпевание, в сопровождении божественных ангелов и пытается вновь получить тело. Благочестивое же сознание возносится на третьи сутки, подобно Христу, в Небесную обитель. Поэтому каждому христианину приличествует быть погребенным на третий день и стараться придерживаться этого правила.

Несоблюдение данных установленных Церковью правил и сроков, особенно в наше времена, объясняется обязательными мероприятиями проведения патолого-анатомических вскрытий, к сожалению под этим предлогом тела умерших повсеместно изымаются из семьи и увозятся в патологоанатомического отделения (морг), где прибывают неделю и более. Здесь необходимо обратить внимание на  пункт 3, статье 67 «Проведение патолого-анатомических вскрытий» Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021), который гласит о том, что:

3. По религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), а при их отсутствии иных родственников либо законного представителя умершего или при волеизъявлении самого умершего, сделанном им при жизни, патолого-анатомическое вскрытие не производится, за исключением случаев:

1) подозрения на насильственную смерть;
2) невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти;
3) оказания умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток;
4) подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов;
5) смерти:
а) связанной с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови и (или) ее компонентов;
б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него;
в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли;
г) от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы;
д) беременных, рожениц, родильниц (включая последний день послеродового периода) и детей в возрасте до двадцати восьми дней жизни включительно;
6) рождения мертвого ребенка;
7) необходимости судебно-медицинского исследования.
Ниже приводим образец отказа от проведения патологоанатомического вскрытия:

 

Заявление на выдачу тела без вскрытия.

Заполните данное заявление по образцу.

Подайте на рассмотрение, либо Главному врачу больницы, в которой умер человек, либо Заведующему патологоанатомического отделения (морг).

В графе — причина — лучше указывать — по религиозным мотивам.

Приложение N 1

к распоряжению Департамента
здравоохранения города Москвы
от 14 апреля 2006 г. N 260-р

Главному врачу
__________________________
__________________________
(наименование ЛПУ, Ф.И.О.)

ЗАЯВЛЕНИЕ

На основании статьи 48

Основ законодательства Российской Федерации

об охране здоровья граждан,

пункта 1 статьи 5

Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ

«О погребении и похоронном деле»,

приказа Департамента здравоохранения города Москвы

от 23.02.1996 N 101.

 

Я, ___________________________________
(Ф.И.О., паспортные данные, реквизиты документа,

подтверждающего право представлять интересы умершего)
____________________________________,
близкий  родственник,  законный  представитель  умершего,

лицо, взявшее на себя обязанности погребения

(нужное  подчеркнуть),
отказываюсь от проведения

патологоанатомического вскрытия

умершего _____________________________
(место смерти и дата)
_____________________________________
(Ф.И.О. и возраст умершего)

по причине (нужное подчеркнуть):

— по религиозным мотивам;

— по иным мотивам, основаниям

(указать) ___________________________

 

Я информирован о невозможности проведения

экспертного анализа
в случае сомнений в качестве оказания медицинской помощи

при отсутствии
патологоанатомического вскрытия.
Я не имею претензий к медицинскому персоналу

___________________________________
(наименование ЛПУ)
по поводу качества диагностики и лечения.

«___» ____________ 201_ г.

____________________________________
(дата, подпись заявителя, Ф.И.О.)
«___» ____________ 201_ г.

____________________________________
(дата, подпись, Ф.И.О. должностного лица ЛПУ)

 Хорошо заранее озаботиться вопросами предстоящего погребения, посетить храм Божий и узнать обо всем необходимом. Тогда в трудный час вы будете поступать правильно, как должно для пользы духовной вашей и ближних ваших. К сожалению, приведенное выше заявление представлено  как приложение к распоряжению Департамента здравоохранения города Москвы, аналога которому в Алтайском крае нет, но  сила Федерального закона имеет прерогативу над другими местными нормативными актами,  которые не могут противоречить первому.

Тех же родственников усопших, которые — по незнанию или немощи духовной — пренебрегли своими христианскими обязанностями, следовало бы призвать всерьез задуматься о вечности, о своей загробной участи, и раскаяться в своих согрешениях, связанных с нерадением о душевном благе усопших ближних своих. Им необходимо, осознав свои согрешения, прибегнуть к таинствам Исповеди, Причащения и принять на себя посильный усердный молитвенный подвиг для уврачевания раны, нанесённой своей душе этими злочестивыми поступками. Наряду с этим им следует объяснить своим родным и близким, друзьям и знакомым недопустимость такого нерадения по отношению к усопшим.

иерей Никита Титов