Эль Мюрид Прошлая неделя (Ультиматум Путину)
События прошлой недели, и в первую очередь происходившее на Петербургском форуме, конечно, выглядят слишком серьезными, чтобы не вернуться к ним. Пожалуй, главным и ключевым событием этого мероприятия стал первый за все время «путинского правления» ультиматум, выдвинутый лично ему со стороны представителя одного из наиболее могущественных российских кланов, интересы которого тот же самый Путин защищал невзирая ни на что.
Заявление Кудрина о том, что нужно рассмотреть вопрос с проведением досрочных выборов президента, выглядит именно ультиматумом и никак иначе. Легкое смягчение формулировки — «для получения нового мандата доверия при проведении нового этапа реформ» может обмануть только доверчивого избирателя. Досрочные выборы президента могут состояться лишь после отставки действующего, и по российскому законодательству прежний президент не может принимать участия в новых выборах. Уходя — уходи, и никак иначе. «Новый мандат» предложено получить кому-то другому — не Путину.
Путин, естественно, «не заметил» предложения своего лучшего друга, как он постоянно называет Кудрина — но как раз этот статус и делает ультиматум весомым и значимым. По сути, речь идет о черной метке. Ждать до 18 года группировка либералов не намерена, что в общем-то, предельно логично: ситуация как в экономике, так и на международной арене выглядит близкой к катастрофе. Начатый родственниками погибших в катастрофе «Боинга» процесс обвинения Путина слишком напоминает аналогичный процесс против Каддафи после катастрофы над Локерби, а Крым все чаще сравнивают с Кувейтом,чтобы не вспомнить, что именно произошло после его захвата Ираком.
Можно сказать, что Путина списывают как внешние игроки, так и внутренние — и чем дольше он будет затягивать решение и делать вид, что все в полном порядке («Кризиса у нас нет»), тем жестче будут играть его противники. Насколько жестко? А до предела. Судьба Каддафи и Саддама перед глазами. Почему Путин обязательно должен стать приятным исключением?
Понятно, что от Путина ждут капитуляции. Хотя, конечно, у него есть и вариант не менее жесткого ответа. И на внешней арене — через ликвидацию киевской хунты, и на внутренней — через ликвидацию выдвинувшего ему ультиматум либерального клана. Если, конечно, у него найдется, на кого опереться. Здесь и кроется основная засада. Опора на другие кланы может быть весьма шаткой: предательство с их стороны совершенно не исключено, а скорее, даже предопределено. Опора на народ через прямое обращение к нему для Путина — человека системы — практически немыслима. Он просто не понимает, как можно использовать этот ресурс не для манипуляций, да и структур прямого взаимодействия с народом у него, прямо скажем, нет. «Единая Россия», как партия номенклатуры, здесь не годится, карманный ОНФ может в лучшем случае спеть очередной панегирик — но реальной опоры на народ у него нет. Несистемные силы тем более непонятны Путину, а зачастую и враждебны. Лизоблюды из различных полумаргинальных тусовок в этом смысле так же бесполезны, как и твердые противники из той же среды.
В общем, сопротивление Путина не выглядит чем-то совершенно возможным — выстроив свою «вертикаль», он стал ее заложником. Стая подчиняется только сильному, а вертикаль — это именно стая, причем даже не хищников, а обычных шакалов, которые готовы рвать упавшего, но в открытую схватку вступать не рискнут.
Видимо, именно поэтому Кудрин без особого риска для себя позволил озвучить настолько жесткий и четкий ультиматум.
С внешним «треком» ситуация еще более плачевна. Рефлекторная и судорожная политика не могла не закончиться крахом. Заявленная в 2007 году в Мюнхене новая стратегия оказалась блефом, но запустила механизм противодействия. США — не та страна, которую позволено пугать без достаточных оснований, а мюнхенская речь была сродни вызову. Как оказалось — ничем не подкрепленному. И на более низком уровне заявления такого рода не остаются без ответа, и если ты не способен отвечать за свои слова — тебе никто не доктор. Окружив себя ничтожествами, выглядеть на их фоне могуче и сурово, конечно, приятно глазу — но такой подход имеет и свои ограничения. Объявив стратегию на строительство мировой энергетической сверхдержавы, нужно было в первую очередь озаботиться командой исполнителей, способных воплотить эту стратегию на высочайшем уровне. Скажем прямо — соратники подкачали. Причем все. И это не их вина — а беда самого Путина. Ты их нашел, возвысил — с тебя и спрос за результат.
Провал украинской политики — звено в этой цепи. Сдав украинское, а с ним и европейское направление на откуп Газпрому, нет смысла искать ответ на вопрос: почему она провалилась. Вот потому и провалилась, что интересы государства были заменены на интересы корпорации и ее собственников. При этом даже столь тяжелый провал ничему не научил — завалив все на Западе, тем же самым людям теперь поручено срочно выравнивать ситуацию на Востоке. Не нужно даже гадать, какой результат в итоге будет получен.
На Западе сложился твердый консенсус — Путин и Крым выводятся за скобки любых обсуждений. Отставка Путина и возвращение Крыма не могут быть предметом переговоров, сейчас идут дискуссии о том, что будет после. Заявление Кудрина не могло быть произнесено без понимания этого обстоятельства — оно стало лишь его констатацией.
В российской элите идет переконфигурация пространства. Пока подковерная, но теперь, когда главное произнесено, мы будем чем дальше, тем больше становиться свидетелями перегруппировок и структурирования новых кланов — точнее, новых союзов. Если «группа Кудрина» однозначно опирается на поддержку Запада, то очевидно, что в ней не найдется место для всех — кто-то все равно остается за бортом. После безуспешных попыток договориться им придется искать опору на другие силы — если, конечно, интеллектуальный уровень вообще позволит этим людям понять, что именно происходит. Есть определенные сомнения, что люди, способные лишь на грабеж страны, могут проявить столь выдающиеся способности и в других областях. Это, кстати, относится вообще ко всем представителям нашей «элиты» — результаты их деятельности слишком вопиющи, чтобы подозревать их в сверхчеловеческих способностях.
Время пока есть — для всех. И для списанного всеми Путина, и для Запада, и для российских кланов. Тот, кто сумеет опередить конкурентов и противников, сумеет навязать им свои решения, не отдаст темп — тот получит очень серьезное преимущество перед окончательной схваткой. Ее сроки сейчас назвать невозможно, да и бессмысленно: есть и объективные факторы и процессы, есть субъективные, есть и случайные — я бы предположил, что до конца этого года мы еще будем жить в привычном мире. В следующем вероятность запуска разных сценариев по переформатированию политического пространства существенно повышается, а еще далее смотреть сейчас вообще бесперспективно.
Однако более чем вероятно, что речь идет о попытке запуска «революции сверху» — верхи уже осознали невозможность управлять по-старому и спешат решить проблему до того, как низы еще могут по-старому жить и позволяют экспериментировать над ними, как людоеды из Киева и Москвы экспериментируют над несчастным народом Донбасса. Пожалуй, это главный вывод из событий прошлой недели.
Источник: http://el-murid.livejournal.com/?lj=1
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.