Это страшное слово «фашизм»
М.В. Назаров «Русская идея»
Продолжение готовящейся книги: «О ПРОБЛЕМАХ, ЗАБЛУЖДЕНИЯХ И ЕРЕСЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ» (вступление и планируемое рабочее содержание здесь).
III. НЕОНАЦИСТЫ, НЕОФАШИСТЫ, РАСИЗМ
(предыдущий материал этого раздела: Ложь о войне порождает «ревизионистов», «реваншистов», «отрицателей» и «неонацистов»)
От «православного гитлеризма» перейдем к «русскому фашизму», хотя он не представляет собой значительного явления в РФ, а раздут властями и либеральными СМИ для утверждения «многонациональной» государственной политики подавления русского народа как государствообразующего с его превращением в покорных денационализированных «россиян» (наподобие «советского народа»). Тем не менее в понятии фашизма следует разобраться из-за массовости его использования.
Возникшее в Италии слово «фашизм» с 1930-х гг. и особенно в годы ВОВ было прочно приклеено к гитлеровскому режиму. К нашему времени оно стало общеупотребительным ругательным ярлыком, применяемым к любым политическим оппонентам. Либералы его используют против правых консервативных деятелей, а совпатриоты ‒ нередко против антикоммунистов, сейчас многие ‒ против укронацистов. И почти никто не знает подлинного значения этого исторического понятия.
Со времени «перестройки» и особенно в 1990-е гг. в РФ либералы-западники стали муссировать жупел «русского фашизма» применительно к русским патриотам-почвенникам. Некоторые основания для этого давала организация «Национально-патриотический фронт Память», глава которой («Главный Воевода»), Д.Д. Васильев называл себя «фашистом», культивировал зигование («римское приветствие») и охотно устраивал иностранным корреспондентам групповые фото соратников «Памяти» в черных рубашках на фоне знамени со свастикой. Но были ли они фашистами?
Ссылаясь на сведения главы Службы безопасности президента Ельцина А.В. Коржакова и его сотрудника В. Стрелецкого, старший редактор американского журнала «Форбс» П. Хлебников писал: «»Память» зарождалась при помощи КГБ. Идея заключалась в том, чтобы как-то структурировать чувства русского народа и придать им политический оттенок, напугать тем самым общественное мнение Запада и заставить помочь умеренному Горбачеву как «единственной альтернативе» силам экстремизма» (Хлебников П. Крестный отец Кремля Борис Березовский, или История разграбления России. М., 2001. С. 68). Известны и слова подполковника КГБ В.Ю. Королева: «»Память» в ее нынешнем амплуа создана московским КГБ… Все заметные функционеры «Памяти» завербованы». (Интервью с В.Ю. Королевым. Телепрограмма «Взгляд». 1990. 19 окт. – Цит. по: USSR Today. Soviet Media News and Features Digest RFE/RL. Munich, 1990. 20 Okt. 855.)
Видимо, они шли на сотрудничество с КГБ с надеждами влиять на своих «кураторов» снизу вверх в духе патриотизма и обрести влиятельных покровителей; наверное, этим объяснялись и призывы «Памяти» «сплотить ряды… вокруг ЦК КПСС во главе с Горбачевым» (Обращение историко-литературного объединения «Память к русскому народу от 21.5.1986). Цели же КГБ, помимо отмеченной внешнеполитической, можно предположить и вполне обычные в таких случаях: возглавить и держать под контролем организационное становление низового русского патриотизма; направить его развитие на менее опасный для власти путь; скомпрометировать его, с одной стороны, карикатурными, с другой – шумными эмоционально-экстремистскими выступлениями некоторых членов, используя их «втемную».
Наиболее нашумело дело К.В. Смирнова-Осташвили, который в январе 1990 года устроил знаменитый «еврейский погром» в Доме литераторов, разбив очки малоизвестному до того писателю-демократу А. Курчаткину (это предусмотрительно засняли на видеопленку). Осташвили был осужден за это на два года лагеря (М. Дейч вел по радио «Свобода» регулярные репортажи с процесса, на котором присутствовало около 100 журналистов) и вскоре в лагере, по официальной версии он «повесился» (скорее всего был устранен как нежелательный исполнитель, сыгравший свою роль).
Подобные скандалы и театрально-«чернорубашечные» акции (одной из них был марш группы в черной форме по Арбату перед изумленными интуристами) муссировались демократическими СМИ (заранее приглашаемыми) – этим исчерпывалась почти вся деятельность «Памяти», что вело к отколам от нее подозревающих неладное активистов, создававших свои организации (так, А.Р. Штильмарк создал православную «Черную сотню», А.П. Баркашов – военизированное «Русское национальное единство»). Для западных же советологов «Память» стала удобным жупелом православного «русского фашизма», ей приписывали влияние на военных и на часть коммунистических лидеров… Васильев охотно давал интервью западным журналистам, расхваливая как своего покровителя члена Политбюро Лигачева, который противостоял западническому курсу «перестройки». В июне 1987 года даже Европарламент потребовал от СССР запретить такие «фашистские» организации.
6 мая 1987 г. члены «Памяти» устроили несанкционированное шествие к Моссовету, где были приняты Ельциным ‒ тогда первым секретарём МГК КПСС. «Памятники» требовали прекратить строительство Мемориального комплекса на Поклонной горе, «пресечь гнилую либерализацию» и прекратить «использование гласности для пропаганды образцов культуры космополитического Запада». Ельцин пообещал разобраться с высказанными проблемами.
В 1988 г. в связи с предстоявшим юбилеем 1000-летия Крещения Руси в СССР усиленно распространялись слухи о подготавливаемых «Памятью» еврейских погромах. В редакции многих газет и еврейским деятелям было разослано письмо от имени «Памяти» с угрозами расправы над евреями. Главный редактор журнала «Знамя» еврей Г. Бакланов воспроизвел письмо в журнале во всесоюзном масштабе. Вскоре выяснилось, что письмо рассылал еврей Норинский, чтобы дать повод для преследования «Памяти». (Знамя. М., 1988. № 10; Московские новости. 1998. № 43. 23 окт.; Правда. 1988. 19 нояб.; Комсомольская правда. 1988. 24 нояб.; Огонек. 1989. № 9.) А сколько подобных провокаций остались нераскрытыми?.. Даже на государственных телеканалах распространялись страшилки с точно назначаемыми датами погромов (например, народные депутаты Ю. Щекочихин и А. Мурашов в передаче «До и после полуночи» по Центральному телевидению 27.01.1990 объявили о «погроме», запланированном на 5 мая).
Тема «погромов» была особенно раздута в западных СМИ, сделавших «Память» знаменитой как жупел опасного русского национализма-антисемитизма, который угрожает и «перестройке», и всем евреям, которые стали использовать эту «антисемитскую» группу для поощрения репатриации евреев в «Израиль». Соответствующие митинги устраивались евреями на Западе. Еврейская газета в США «Новое русское слово» публиковала большие объявления раввинов о проведении митингов по сбору средств и ополчения для борьбы с возрождающимся «русским фашизмом» (примерно такие митинги евреи устраивали в США для подготовки «русской революции»).
«Объявление в газете Новое русское слово». 15 марта 1990 г.
На самом деле представления монархиста Васильева о фашизме были вовсе не нацистскими, а своеобразными. В частности, он утверждал, что Гитлер и Муссолини не были настоящими фашистами, и что Российская империя была примером «истинного фашизма». А каков он, истинный исторический фашизм? В связи с огульным муссированием этого жупела, власти РФ решили это срочно уточнить.
В статье «Определение фашизма» Википедия сообщает:
«23 марта 1995 года вышел указ № 310 президента Б.Н. Ельцина «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации», в котором Российской академии наук предлагалось в 2-недельный срок представить в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации научное разъяснение понятия «фашизм» и связанных с ним понятий и терминов для подготовки предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.
Считается, что результатом стала записка о сущности и признаках фашизма, подготовленная группой экспертов РАН, опубликованная в газете «Московские новости» (1995, № 39 С. 14) , которая содержит определение:
«Фашизм — это идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определённой нации или расы и направленная на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов; отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем»».
Однако в той же статье Википедия признает:
«К настоящему моменту не существует консенсусного определения фашизма. Разные авторы пытаются охарактеризовать основные принципы фашизма. Большинство учёных согласно, что фашизм авторитарен, но не каждый авторитарный режим ‒ фашистский. Таким образом, авторитаризм является определяющей характеристикой, однако у фашистского и авторитарного режима много различий. Фашизм использует идеи корпоративизма в различных трактовках»… И заключение: «Фашизм трудно назвать идеологией вне исторического контекста».
Ельцинское определение тоже оказалось не научно-историческое, а весьма общее, поскольку его можно отнести и к идеологии талмудического иудаизма, и в чем-то к советскому режиму. Так что традиция «прогрессивной общественности» зачислять в «фашисты» русских патриотов продолжилась вплоть до наших дней с целью дискредитации самого русского патриотизма.
Отметим на этом фронте одно примечательное событие 24.3.2006 г. По инициативе главного раввина Б. Лазара, директора Института этнологии и антропологии РАН Валерия Тишкова, галериста-кощунника Марата Гельмана и жидовствующего депутата Госдумы Андрея Исаева (участвовавшего в сокрытии красноярского преступления ‒ убийства пятерых детей) на слушаниях Общественной палаты по «противодействию ксенофобии» был представлен список «100 неофашистов», куда без необходимых для этого судебных решений были включены многие видные русские – и только русские! – политики, писатели, общественные деятели. Разумеется, удостоили внимания и мою персону.
Вот этот список, представленный в энциклопедии «Викизнание»:
- 1 Аратов Александр (Огневед) Михайлович — главный редактор газеты «Русская Правда»
- 2 Артемов Игорь Владимирович — председатель РОНС
- 3 Бабурин Сергей Николаевич — председатель ПНВ «Народная Воля»
- 4 Баркашов Александр Петрович — председатель РНЕ(б)
- 5 Барышенко Владимир Степанович — председатель Русской секции Международного общества прав человека
- 6 Белов (Поткин) Александр Анатольевич — Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ)
- 7 Беляев Юрий Александрович — председатель Партии Свободы (б)
- 8 Бондарик Николай * Николаевич — питерский радикальный национал-патриот
- 8 Глотов Сергей Александрович — депутат ГД, подписант антисемитского «Письма 500»
- 9 Грешневиков Анатолий Николаевич — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 10 Григорьев Сергей Михайлович — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 11 Городников Сергей Васильевич — лидер Национально-демократической республиканской партии
- 12 Гусев Олег Михайлович — газета «За Русское Дело»
- 13 Давиденко Владимир Иванович — лидер движения «Спас»
- 14 Демушкин Дмитрий Николаевич — председатель Славянского Союза
- 15 Добровольский Алексей (Доброслав) Александрович — волхв секты «Стрелы Перуна»
- 16 Душенов Константин Юрьевич — газета Русь Православная
- 17 Езерский Николай Николаевич — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 18 Жириновский Владимир Вольфович — ЛДПР
- 19 Иванов (Сухаревский) Александр Кузьмич — Глава ННП
- 20 Ивашов Леонид Григорьевич — председатель Военно-Державного союза
- 21 Кашин Владимир Иванович — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 22 Кондратенко Николай Игнатович — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 23 Крутов Александр Николаевич — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 24 Клыков Вячеслав Михайлович – глава Союза Русского Народа
- 25 Корчагин Виктор Иванович — бывший глава Русской партии России, издатель
- 26 Курьянович Николай Владимирович — депутат Госдумы от ЛДПР
- 27 Лазаренко Илья Викторович — вождь группировки скинхедов «Клан Нави»
- 28 Лебедев Валентин Владимирович — председатель Союза Православных граждан (СПГ)
- 29 Леонов Николай Сергеевич — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 30 Логинов Евгений Юрьевич — бывший депутат ГосДумы (ЛДПР)
- 31 Лысенко Николай Николаевич — бывший председатель НРПР
- 32 Макашов Альберт Михайлович — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 33 Мащенко Олег Иванович — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 34 Милосердов Владимир Иванович — член руководства НПП, бывший председатель Русской партии
- 35 Миронов Борис Сергеевич — НДПР(б)
- 36 Мищенко Николай Сергеевич — зампред НПП, депутат ГД, подписант антисемитского «Письма 500»
- 37 Назаров Михаил Викторович — публицист, основной автор «Письма 500» и «Письма 5000»
- 38 Никитин Владимир Петрович — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 39 Никифоров Евгений Константинович — председатель общества «Радонеж»
- 40 Осипов Владимир Николаевич — глава СХВ
- 41 Павлов Николай Александрович — депутат ГД, подписант антисемитского «Письма 500»
- 42 Перин Роман Людвигович — газета «За Русское Дело»
- 43 Подберезкин Алексей Иванович — председатель ПСС, бывший председатель «Духовного наследия»
- 44 Попов Владимир Юрьевич — Верховный Правитель Русской Республики, издатель газеты «Эра России»
- 45 Попов Олег Николаевич — глава Правительства Духовно-Родовой Державы Русь
- 46 Попов Юрий Юрьевич -«Родина», бывший депутат МГД, генерал
- 47 Рогозин Дмитрий Олегович — «Родина»
- 48 Родионов Игорь Николаевич — председатель НПП, депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 49 Румянцев Дмитрий Германович — Национал-социалистическое общество (НСО)
- 50 Савельев Андрей Николаевич — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 51 Савельев Юрий Петрович — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 52 Савельева Ирина Валентиновна — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 53 Свечников Петр Григорьевич — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 54 Собко Сергей Васильевич — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 55 Севастьянов Александр Никитич — сопредседатель НДПР
- 56 Симонович Леонид Донатович — Союз православных хоругвеносцев
- 57 Скурлатов Валерий Иванович — бывший председатель партии Возрождение»
- 58 Солуянов Александр Петрович — председатель Союза Михаила Архангела
- 59 Суслов Петр Евгеньевич — председатель партии «Евразийский союз» (бывшая «Евразия»)
- 60 Терентьев Станислав Викторович — газета «Колокол», Волгоград
- 61 Терехов Станислав Николаевич — сопредседатель НДПР
- 62 Токмаков Семен Валерьевич — лидер скинхедской группировки «Руская Цель»
- 63 Харченко Иван Николаевич — депутат ГД, подписант «Письма 500»
- 64 Чуев Александр Викторович — депутат ГД, подписант (отрекшийся) «Письма 500»
- 65 Штильмарк Александр Робертович — председатель организации «Черная Сотня»
- 66 Якушев Виктор Михайлович — идеолог русского нацизма, бывший председатель НСС
Опубликованный список завершается примечанием редакторов «Викизнания»: «Где 100 неизвестно»… В таком виде список воспроизводился на всех других сайтах. Как видим, критерий «фашизма» у составителей списка очень простой: русский патриотизм, причем свалены в одну кучу и ярые антихристиане-язычники, и депутаты-коммунисты, и сталинисты, и разные экзоты, и православные деятели, как лояльные власти, так и оппозиционные (то есть к «фашизму» причислено само Православие).
В «русский фашизм» либералы зачисляли любую оппозицию Великой криминальной революции и сформировавшемуся криминально-олигархическому режиму, ставшему замещать русское население дешевой рабсилой мигрантов. Даже бытовые конфликты, в которых одна сторона была нерусская, особенно групповые межнациональные столкновения между русским населением и мафиозными структурами пришлых мигрантов (как в Харагуне, Кондопоге, Сагре и десятке других мест) либеральные СМИ и еврейские правозащитные организации связывали с «русским фашизмом».
Разумеется, яркими доказательствами опасного «русского фашизма» стали возникшие позже группы, обвиненные в уголовных преступлениях и терроризме, например, «Боевая организация русских националистов» (БОРН), члены которой в 2011-2015 гг. были осуждены, в том числе пожизненно, за убийства адвокатов; в 2010 г. были осуждены «Приморские партизаны», признанные судом виновными в бандитизме и в совершении убийств милиционеров; в 2011 г. – 27 человек из «НСО-Север» (Национал-Социалистическое общество) – также за убийства; «Балтийский авангард русского сопротивления» (БАРС), членов которой в 2017 г. обвинили «в создании террористического сообщества для захвата власти в Калининградской области» и тоже осудили на большие сроки, якобы столь же террористическое молодежное «Новое величие» с арестами в 2018 г. – хотя всех их обвиняли не в «фашистской» оппозиционно-политической деятельности, а в уголовщине: убийствах, бандитизме, терроризме (и вообще мутные обстоятельства некоторых из этих дел с секретными свидетелями вызывали сомнения, возможно они отчасти были провокационно устроены).
Поскольку речь у нас идет о русском идейном фашизме, то следует признать: таковой действительно был ‒ в Русском зарубежье до Второй мiровой войны, когда белоэмигранты видели своих союзников в европейских национально-авторитарных странах, дававших отпор разрушительным масонским демократиям и проводивших успешные реформы. Это и организации прямо называвшие себя фашистскими (на Дальнем Востоке – Российский фашистский союз К.В. Родзаевского; в США – «Всероссийская национал-революционная партия» А.А. Вонсяцкого, издававшая журнал «Фашист»; в Германии – Российское национальное и социальное движение) и симпатизировавшие европейскому фашизму (РОВС, РНСУВ, НТСНП и многие другие) с намерением развить свой русский фашизм. Но все они окормлялись православным духовенством, то есть в сущности не были копиями европейского фашизма, несмотря на свою символику, и даже подвергали его критике. (Об этом см. подробно в книге «Миссия русской эмиграции», главы: 10. Фашизм: надежды и разочарования…; 16. Крушение кумиров: демократия и фашизм; 17. Из «новоградской копилки»: корпоративизм и социальное христианство).
Участники трехсторонней конференции в Берлине (1933 г.): в центре (с галстуком-бабочкой) ‒ П. Р. Бермондт-Авалов, слева от него ‒ А. Л. Казем-Бек, справа ‒ А. А. Вонсяцкий. (Из книги Дж. Стефана. «Русские фашисты», М. 1992).
Есть ли всё же в РФ настоящие фашисты, соответствующие научно-историческому значению этого понятия? Возможно, признаки такового были у «Русского национального единства» А.П. Баркашова (сужу на основе личной беседы с руководителем РНЕ в Ставрополе в 1992 г.), которое, как сообщалось, наладило сотрудничество с властью в местных охранных структурах. Видимо, спецслужбы установили контроль над РНЕ по той же схеме и в тех же целях, что и ранее с «Памятью», и Баркашов надеялся получить ту же крышу, заявляя: «Если есть честные люди в КГБ, симпатизирующие нам, сие можно только приветствовать. Не открою особого секрета, если скажу, что наши приверженцы есть и в КГБ, и в МВД, и, конечно, в армии» (Вечерняя Москва. 1991. 17 дек.). И власти, возможно, понадобилось более серьезное, военизированное «русское пугало» (в РНЕ шли наиболее решительные патриоты). Видимо, поэтому в РНЕ были введены приветствие вскидыванием вверх руки и свастика, совмещённая с Вифлеемской звездой, что лишь осложняло взаимопонимание с народом, и эта организация долгое время терпелась властями (хотя в 1993 г., в отличие от «Памяти», путч Ельцина не поддержала, а защищала Белый дом). Но позже РНЕ распалось и существует в нескольких разновидностях, о которых не берусь судить.
Некоторые националистические группы в России тоже на вид близки к рассматриваемому понятию фашизма по агрессивному вождистскому стилю и внешней эстетике (форме и факельным шествиям) – например, «Великая Россия» А.Н. Савельева, автора книги по расологии, но, вопреки обвинениям в его адрес, фашистской по содержанию она не является. Её национализм (как и у запрещенной ДПНИ) оборонительный, а эстетика «дисциплинирующая». Но нужна ли она именно такая в православной партии – отдельный вопрос. Националистические православные организации в РФ практически все оборонительные, планирую отметить это в следующих разделах.
Сегодня в РФ есть разнообразные националисты, расисты и нацисты-язычники (наподобие В. Дёмина и его секты), но настоящих фашистов нет. Идейным последователем упомянутого русского православного эмигрантского фашизма (по сути тоже не настоящего) называет себя «Имперский казачий союз» (в РФ доступ к сайту закрыт из-за его резкого обличения олигархической власти, хотя на этом сайте отвергают гитлеровский нацизм и считают необходимым военное освобождение Украины от укронацизма). С моей точки зрения, называть себя «фашистами», ссылаясь на русскую эмиграцию, в наше время неуместно, тем более православным. Ибо в отличие от 1930-х гг., когда слово «фашизм» не было скомпрометировано и даже было привлекательно, сегодня отмыть его уже вряд ли возможно. Те немногие русские патриоты, которые сегодня сами называют и себя «фашистами», и антикоммунистическую белую идеологию «фашистской», ‒ этим делают медвежью услугу русскому национальному патриотизму, затрудняя его взаимопонимание с нашим народом, и облегчают клевету нашим противникам-русофобам. Тем более что и в тогдашнем фашизме далеко не всё было приемлемо для «русских фашистов».
Также и использование слова «фашизм» русскими патриотами в применении к гитлеровскому режиму (и к укронацистам) – это по-советски неграмотно, для образованных историков это сразу свидетельствует о непрофессионализме и низком качестве таких публикаций. Так что всем лучше исключить из современного политического лексикона легкомысленное использование этого термина.
Поэтому в заключение темы предлагаю уточнить понятие «фашизма» с его положительными (они и до сих пор актуальны: корпоративизм) и отрицательными сторонами. Далее приведу свою беседу на «Радио-1 Останкино» (в эфире 5.9.95), затем, возможно, отрывок из книги «Вождю Третьего Рима» (из главы: I-5. Либеральная демократия, коммунизм, фашизм).
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.