День Сибири

26.10.1582 (8.11). – Атаман Ермак Тимофеевич занял столицу Сибирского ханства. День Сибири.

Сражение 23–25 октября 1582 г. на Иртыше у Чувашского мыса (в 17 км от Тобольска) было главным в походе казаков атамана Ермака Тимофеевича в Сибирь. Это было сражение за овладение столицей Сибирского ханства Кашлык (еще ее называли Искер или Сибирь). Русская победа была одержана в день памяти великомученика Димитрия Солунского, который на Руси он особо почитается как покровитель воинов и защитник отечества, большинство чудес вмч. Димитрия связано с оказанием военной помощи.

Овладев двумя укрепленными городками, прикрывавшими продвижение к столице – Карачиным и Аттиком – войско Ермака подошло к хорошо укрепленному Чувашскому мысу, где за засеками и завалами укрылись отряды Маметкула, сына хана Кучума. Воспользовавшись тем, что река Тобол у Карсульского Яра сужается, татары устроили поперек ее заграждение из связанных между собой бревен с заостренными сучьями. Приблизившиеся казачьи струги противник обстреливал из луков. Ермак вынужден был отступить к месту, где берега были не столь круты. Высадившись с большей частью войска на берег (на стругах осталось около 200 казаков), Ермак зашел татарам в тыл и стремительной атакой вынудил бежать.

Приблизившись к месту расположения главного татарского войска, казаки пошли на приступ засеки на Чувашском мысе. Противник, убедившись в малочисленности русского отряда, сам разобрав в трех местах заграждения и атаковал воинов Ермака. Казаки заняли круговую оборону, встав плотно сомкнутыми рядами. Стрельба велась почти непрерывно. Выстрелив, казаки менялись местами с товарищами и, быстро перезарядив пищаль или мушкет, возвращались в строй. Несмотря на плотный ружейный огонь, неся большие потери, татары несколько раз прорывались вплотную к русским пищальникам и сходились с ними в рукопашную. Во время одной их этих атак был ранен царевич Маметкул.

Бой продолжался до вечера. После наступления темноты казаки отошли в городок Атик-Мурза. Наутро сражение возобновилось и продолжалось еще два дня. 25 октября 1582 г. татары были окончательно разбиты. Подвластные Кучуму князья стали уходить от него со своими отрядами. Вот как описывает эти события Ремезовская летопись:

«23 октября, когда казаки по воле Божьей вышли из городка, единогласно провозглашая: «С нами Бог! Убеждайтесь, язычники, что с нами Бог, и покоряйтесь!», и сошлись лицом к лицу [с врагом], — произошла великая битва… Казаки же … множество неверных постреляли, убивая насмерть. Неверные же, понуждаемые Кучумом, от казаков сильно пострадали, жалуясь, что, сражаясь не по своей воле, умирают… И оказался Кучум беспомощен и опозорен, тесним невидимою Божиею силою, и задумал бежать…».

26 октября 1582 г. Ермак вступил в покинутую татарами столицу ханства. Через четыре дня явились ханты со съестными припасами и мехами, за ними – местные татары с дарами. Ермак встречал всех «лаской и приветом» и обложив податью (ясаком), обещал защиту от татар.

Не желая мириться с поражением, Кучум собрал последние войска и бросил их в сражение против Ерамака. Произошло оно у озера Абалак. Несмотря на отчаянные атаки своих конных орд, хан вновь был разбит и бежал в Барабинскую степь. Однако сопротивления он не прекратил, продолжая войну засадами и набегами на малочисленных казаков. В одну из таких засад попал сам Ермак с небольшим отрядом и погиб 8 августа 1585 г. Смерть Ермака сломила дух казаков и они, покинув Кашлык 15 августа, ушли на Русь, чтобы через год вернуться с новым отрядом царских войск для второго покорения Сибири (1585-1598).

День Сибири

В царствование Императора Александра III дата эта – 26 октября – была принята за отправную точку присоединения Сибири к Российскому государству. Но из-за разночтений в летописях годом взятия Кашлыка посчитали не 1582-й, а 1581 год, постановив отметить 300-летие присоединения сибирских земель в России в 1881 году, после чего праздник стал ежегодным. Государь тогда обратился к сибирякам с Высочайшим посланием, в котором отметил выдающееся значение сибирского края для России и пожелал ему процветания. «Надеюсь, – сказал он, – что со временем, с Божьею милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край, составляющий уже три столетия нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно же с нею воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу дорогого нашего Отечества».

Столичные и региональные издания откликнулись на юбилей публикациями, в которых вспоминался подвиг Ермака и его дружины, а также рассуждениями о современном положении Сибири и необходимости его улучшения. В Санкт-Петербурге и Москве состоялись праздничные обеды.

«26 октября 1881 года, в зале гостиницы «Демут» состоялся Сибирский обед в ознаменование 300-летнего присоединения Сибири к России, считая памятный день взятая Искера началом покорения обширной Восточной окраины, – отмечалось в специально выпущенном по этому случаю издании. – Праздновать этот день собралось более двухсот человек. Это были большею частью сибиряки, сибирячки и лица посвящавшие свои труды Сибири. Среди них виднелись генералы, профессора, доктора, студенты, уроженцы Сибири, учащиеся девицы, курсистки и дамы, которым Сибирь была близка по воспоминаниям. (…) Из отличительных блюд были в меню сибирские пельмени (по обыкновенно в супе), рябчики с салатом из северных ягод и мороженое из облепихи. (…) Первый тост был провозглашен председателем за здоровье Государя Императора».

Среди гостей был на том обеде и ротмистр лейб-гвардии атаманского полка Султан Тази-Булат Вали-Хан, который произнес следующие слова: «Один из чингизидов, находящийся среди вас в этот многознаменательный день, желает сказать свое слово о великом значении объединения, необходимого между киргизами и другими сибирскими инородцами с народностью русскою. (…) Хотя киргизы и называют коренных сибиряков: урус-казак, а себя просто – казак, но желательно было бы, чтобы эти особенности названий постепенно сглаживались, точно так же, как прежняя борьба между этими казачествами перешла ныне, с поля брани, в возвышенное соревнование – в области культуры и цивилизации». Завершая свое выступление, дальний потомок Чингисхана призвал к скорейшему объединению «инородных элементов Сибири с элементом русским».

В этот день в Российской Империи проходили крестные ходы с молебнами в честь Ермака, его сподвижников-первопроходцев и основателей острогов, в европейских городах России собирались сибирские землячества, в крупных сибирских городах зародилась традиция губернаторских приемов и балов, а также банкетов для именитых сибиряков, также проводились собрания местной интеллигенции, «Дню Сибири» посвящались специальные выпуски местных газет и журналов. Также было принято чествовать сибирских купцов-меценатов, которые, в свою очередь, в этот день торжественно вносили крупные пожертвования на нужды приютов, больниц, нищих. А в «Сибирском народном календаре», вышедшем в 1913 г., день этот, наряду с днем памяти Святителя Иннокентия Иркутского, был отнесен к «выдающимся сибирским праздникам».

«День Сибири олицетворял собой праздник благодарения краю за все «излишества и удобства», за сытую благодатную жизнь. С этих праздничных отметин итогов хозяйственной деятельности начиналась череда ярмарок в крупных старожильческих селах, своеобразных «выставок достижений крестьянского хозяйства»», – отмечается в одной из публикаций.

«День Сибири» отмечался ежегодно вплоть до 1919 г., когда традиция эта по понятным причинам прервалась. Вспомнили о ней в 1990-х годах местные краеведы, которые стали знакомить сибиряков с традициями родной земли и предложили властям возродить общесибирский праздник. И сегодня «День Сибири» или «День благодарения Сибири» вновь отмечается в ряде сибирских городов на местном уровне. Его также отмечают в храмах заупокойной литией по Ермаку Тимофеевичу и его дружине, благодарственным молебном великомученику Димитрию Солунскому о присоединении Сибири к России, историческим вечером, концертной программой, выставкой детских рисунков и угощениями.

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук