Проф. Бартызель: Пропаганда, воспоминания, Россия и большевики (компиляция)
18 августа 2023 г.
Вы заметили, что в правительственных СМИ, в воспоминаниях о Варшавской битве [«Чудо на Висле» в 1920 году, когда Польша смогла остановить наступление Красной армии. ‒ Ред. РИ], почти не упоминалась польско-большевицкая война, но вместо этого постоянно говорилось о войне с Россией, причем большевики также были заменены на «русских» в качестве захватчиков.
Пропагандисты ПиС [ польская националистическая партия «Право и справедливость». -‒ Ред. РИ] также настойчиво отмечали якобы поразительное сходство между русским/российским вторжением в Польшу в 1920 году и вторжением на Украину сегодня. А что же нам делать с теми русскими, которые вместе с польской армией защищали Варшаву от большевиков в 1920 году? Назвать их антироссийскими? А с другой стороны – те поляки, которые служили (к сожалению, довольно много) в Красной Армии, кто они были: русские и из любви к России вторглись в барскую Польшу? А тот факт, что пропагандисты ПиС даже побоялись задуматься о том, какой национальности на самом деле были почти все большевистские лидеры и каково было их истинное отношение к России, ‒ это даже не стоит обсуждать.
Коммунизм — явление совершенно космополитическое. Коммунистом может стать каждый: еврей, поляк, русский, американец, эскимос, негр, араб, китаец, но на самом деле, становясь коммунистом, он теряет свою прежнюю идентичность или, по крайней мере, она в корне изменяется, становится вторичной и случайной. Нацизм же, с другой стороны, исключительно и неразрывно связан с немецкостью [в данном случае автор, в сравнении, имеет в виду гитлеровский, поскольку Гитлер тоже вел войну против Польши. ‒ Ред. РИ], он является крайним, выродившимся продуктом «немецкой идеологии» (хотя, конечно, это не означает, что каждый немец — нацист, а лишь то, что нацизм невозможно разумно представить вне немецкого контекста и немецкой истории). Нацист, который не является немцем, — это гротескный идиот, играющий в игру-реконструкцию в виртуальном мире.
Вот основное различие между Россией и большевизмом (также в польском контексте):
Московиты, особенно после Январского восстания, в «Привислинском крае», хотели нас русифицировать, сделать русскими, а на оккупированных территориях даже на улице «балакать по-польски запрещали». Они хотели, чтобы польский этнос растворился в русском море. К счастью, им это не удалось. Если же – не дай Бог! – если бы Красная Армия победила под Варшавой в 1920 году, нас бы никто не русифицировал. В Польской Советской Социалистической Республике [если бы ее провозгласили большевики. ‒ Ред. РИ] официальным языком (в связи с реализацией части старого постулата Бунда от 1905 года) было бы два равноправных языка: польский и идиш, подобно тому, как в Литовской ССР это был литовский, в Украинской ССР украинский и т.д., а товарищи Мархлевский, Дзержинский и пр. вовсе не хотели нас русифицировать, а хотели большевизировать, уничтожая всё, всю цивилизацию, но как можно «по-польски».
Точно так же и в Польской Народной Республике, даже в самый худший период, до 1956 года, не было русификации. Официальным языком был польский, администрация была польской, школы были польскими, пресса, радио, телевидение и литература были польскими, только коммунистическими. Даже сама зависимость Польской Народной Республики от СССР не была такой же, как, например, отсутствие суверенитета у Царства Польского (Конгрессовой Польши) по отношению к Российской империи, поскольку это была зависимость не от «России», а от мировой коммунистической системы под гегемонией Советского Союза. Коммунисты/Советы никогда не хотели превращать поляков (или любую другую нацию) в русских. Их целью было превратить все нации, начиная с русских, в коммунистов, «перековать» души, превратить их в «советских людей», новый вид человека. Знаменитая фраза «национальный по форме и социалистический по содержанию» была вовсе не лживым и пустым лозунгом, а реальным намерением: речь шла не о том, чтобы заставить всех говорить, писать и думать по-русски, а о том, чтобы заставить их мыслить по-коммунистически, о том, чтобы коммунизм, Советский Союз и товарища Сталина воспевали на всех языках мира.
Каждый, кто жил в Польской Народной Республике и учился в школе Польской Народной Республики, и не был одурачен идиотской, безумно русофобской пропагандой ПиС, должен помнить, что в той школе существовал культ всех антирусских восстаний (во главе с революцией 1905 года) под названием «борьбы с царизмом» как оплотом «европейской реакции», а любая форма политики компромисса вызывала презрение. Конечно, идеалом с точки зрения «социалистического патриотизма», как официальной идеологии школы Польской Народной Республики, была тогдашняя независимая левая, и в то время лучше всего было бы, если бы удалось доказать ее «интернационализм» и сотрудничество польских социалистов с русскими революционерами. Таким образом, совершенно маргинальная фигура, такая как о. Петр Сцегенный (недостойный священник, распространивший подложную папскую буллу [с призывом к восстанию в XIX веке. ‒ Ред. РИ.]) приобрел гигантские размеры в историографии Польской Народной Республики, и забавно, что впоследствии этот анархо-коммунист, провозгласивший, что польские и русские крестьяне должны сообща резать польских и русских панов, нашел свое место в неофициальном гимне «Солидарности», написанном товарищем Яном Петшаком.
Проблемы начались только с переломным моментом 1917 года и большевицким переворотом. Кто бы [из социалистов. ‒ Ред. РИ] с этого времени ни оказывался по каким-либо причинам в антибольшевицком лагере и боролся с большевиками, даже если он и был до этого антирусским и прогрессивным, тотчас же записывался в антисоветский ад реакции и уже не мог быть положительным героем программы преподавания истории.
Самым показательным примером здесь, конечно, является фигура Юзефа Пилсудского и в целом всё течение «независимого социализма» Польской народной партии. [Основана в 1895 году, что делает её старейшей в Польше политической партией, в современном виде была образована 1990 года, формирует коалиционное Третье правительство Дональда Туска. ‒ Ред. РИ.] Здесь авторы учебников и учителя столкнулись с квадратурой круга: как объяснить, что хотя антицаристская ППС была истинно левым крылом своего времени, она все же была неправа и фактически принадлежала к той же оси зла, что и национал-демократы и консерваторы? Поэтому они придумали какую-то невероятную чушь, вроде «проникновения в партию буржуазных, мелкодворянских и националистических элементов», о мелкобуржуазном классовом характере партии, но никто не мог отнестись к этому серьезно. В конечном счете, «хорошим членом ПНП», заслуживающим внимания, мог быть, самое большее, тот, кто не дожил до 1917 года, или еще лучше – до раскола в 1907 году, или, что еще лучше, тот, кто был повешен на виселице во время революции 1905 года, как Окжея.
Профессор Яцек Бартызель
Источник: https://myslkonserwatywna.pl/prof-bartyzel-propaganda-wspominki-rosja-i-bolszewia-kompilacja/
Дополнение с сайта «Русская идея»:
Справка (из польской Википедии).
Яцек Бартызель род. в 1956 г. в Лодзи – польский публицист, научный и академический профессор, профессор технических наук. В годы движения «Солидарность» – редактор подпольных журналов «Polityka Polska» (1983–1989) и «Prześwit» (1987–1989), принимал активное участие в работе Клуба католической интеллигенции в Лодзи и был членом Гражданского комитета председателя независимого профсоюза «Солидарность». В 1977–1989 годах он находился под следствием.
В 1989–1994 годах принимал активное участие в работе Христианского национального союза (в 1993 году входил в Высший совет партии), а в 1994–1996 годах был одним из основателей Национального правого объединения и партии, занимал пост председателя Верховного совета этой организации. С 1997 по апрель 2007 года он также был председателем Клуба гвардии и почетным членом Организации польских монархистов. Мировоззрение Яцека Бартызеля характеризуется как консервативный монархизмом и католический традиционализмом.
Он выразил негативное мнение о взглядах евреев на антисемитизм и Холокост. В 2019 году он опубликовал в Facebook пост, который некоторые СМИ сочли антисемитским. Дело было передано в районную прокуратуру в Торуни, но было прекращено; прокурор охарактеризовал заявление Яцека Бартызеля как «критику, разрешенную законом», не усмотрев в нем подстрекательства к ненависти. Дисциплинарный комитет Университета Николая Коперника также снял с Яцека Бартызеля все обвинения.
Является сторонником политики премьер-министра Венгрии Виктора Орбана.
+ + +
Комментарий ред. РИ (МВН). Не только в Польше, но и в других странах (особенно в членах НАТО), русофобы, раздувая пропагандный миф о неизбежной «российской агрессии» (выпускают указы о подготовке «наборов выживания» в близкой войне), проводят параллели с агрессивной политикой советских коммунистов и «гуманитарным освобождением» (коммунизацией) Восточной Европы Красной армией. Нынешние правители РФ усердно и тупо помогают этому своей ресоветизаций, демонстративной в государственной символике, топонимике, системе образования, средствах информации, в конституции (ст. 67.1 о преемственности от СССР), том числе в т.н. СВО на Украине под красным знамнем Интернационала…
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.