«Фабрика грёз» как фальсификация истории и культ лицедейства (продолжение)

М.В. Назаров «Русская идея»

30 января 1924 года состоялась премьера фильма «На крыльях ввысь» (о мужестве красного летчика в плену у белых извергов). Эта дата считается днем рождения киностудии «Мосфильм» ‒ советской «фабрики грёз», создавшей многие сотни шедевров в стиле фанерно-декоративного соцреализма о воображаемом «светлом будущем коммунизма», которое уже создается и присутствует в современном высоконравственном советском обществе под руководством коммунистической партии ‒ «ума, совести и чести нашей эпохи».

В связи с этим 100-летним юбилеем ныне в РФ проходят празднества, которые начались 19 января торжественным концертом на телеканале «Россия». Думаю, по этому поводу уместно продолжить предшествующую статью «Советское кино ‒ фабрика грёз соцреализма», тем более, что «фабрика грёз» для власти приобрела новое значение легитимирующей «скрепы» и преемственности Олигархата от советских достижений.

Советское кино ‒ фабрика грёз соцреализма. Из всех искусств для нас важнейшим является кино

Современникам было очевидно, что СССР сгнил с головы от поразившего ее «прогрессивного паралича», повторив судьбу своего основателя, и к началу 1990-х годов разрушился от авгиевых конюшен накопившейся зловонной лжи. Ее уже не могли сдерживать ни остатки традиционной русской нравственности в народе, перелицованной в кафтан «Морального кодекса строителя коммунизма», ни заградительные плотины пропагандного «министерства правды», под информационно-просветительским ковром которого уже не хватало места для заметания туда «антисоветской клеветы». Защищать то «высоконравственное советское общество», макет которого был нарисован «фабрикой грёз», не захотели ни воспитанный в нем «советский народ», ни почти 20-миллионная его «руководящая и направляющая сила» КПСС (ст. 6 в конституции СССР), ни ее карательно-охранительные службы госбезопасности.

Народ впал в эйфорию западной «демократической» свободы, которой завидовал, а госструктуры предпочли разжиться на грабеже государственного имущества вплоть до недр, прикрываясь «непреложными законами рынка», который «всё управит невидимой рукой». А немногие исключения искренне воспитанных в соцреализме с верою в него нравственных личностей ‒ стали новыми «диссидентами» под хоругвями Ленина и Сталина («которого нет на вас, грабителей»).

В эти годы наступившей Великой криминальной революции и разрухи «Фабрика грёз соцреализма» обрела для «красных патриотов» новую функцию ‒ символ светлого прошлого, которым, паразитируя на искренности этих «красных диссидентов-патриотов» стали питаться сохранившиеся структуры КПРФ. Ее вожди объявили марксизм-ленинизм непротиворечивым продолжением «традиционной православной народной идеологии» (Зюганов как доктор марксистского богословия ), напялили на себя русские национальные рубахи и кокошники, научились, как Шариков, играть на балалайках и продолжают клеймить происки империалистов, тем более что и те подают всё больше доказательств своей русофобской злонамеренности в возобновленной ими Мiровой войне.

Эта новая функция советской «фабрики грез» у КПРФ непротиворечиво совпадает с упомянутой государственной «скрепой» ресоветизации Олигархата, благодаря чему советская манкуртизация нынешнего российского общества достигла небывалого в сравнении с 1980‒1990 годами уровня. Выпячивать свою «советскость» стало обязательным хорошим тоном на всех «аналитических» программах ТВ и в государственных патриотических мероприятиях ‒ вплоть до юбилеев ЧК-НКВД-КГБ, ВЛКСМ и т.п.

Помимо заполонившего телеэфир потока старой соцреалистической кинопродукции, на государственном финансировании создаются новые подобные «исторические» художественные реконструкции советской эпохи ‒ целые сериалы с приключенческими сюжетами и популярными актерами. Про фальсификацию истории в эксплуатации «ВОВ» как новой светской религии (наподобие холокоста у евреев), я уж тут не говорю. (Это отдельная тема: Иудаизм и празднование Дня Победы — есть что-то общее?)

И обновленная «фабрика грез» продолжает успешно работать, в том числе в «патриотическом воспитании молодежи», которая в отличие от старшего поколения, постепенно уходящего нераскаянным на страшный Суд Божий, даже не понимает и не предполагает всей условности этих фанерных декораций «светлого прошлого».

+ + +

Кстати о популярных советских и современных актерах тоже необходимо кое-что сказать в заключение данной темы.

В Церкви с древнейших времен лицедейство осуждалось как грех. Это отражено в правилах Вселенских соборов, называющих всякую актерскую игру «позорной». 24-е правило IV Вселенского Собора гласит: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходить на конские ристалища или присутствовать на позорищных играх… Если же кто обличен будет в сем, или да престанет, или да будет извержен». 51-е правило того же Собора повторяет мысль о запрете для христиан хождения на театральные постановки: «Святой Вселенский Собор сей совершенно возбраняет быть смехотворцам и их зрелищам, также и зрелища звериные творить и плясания на позорище. Если же кто настоящее правило презрит и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного». 3-е  правило даже запрещает вступать в клир мужчине, который женат на «позорищной», то есть на актрисе: «Взявший в супружество <…> позорищную не может быть <…> ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще в списке священного чина». 62-е правило предписывает «не носить личин комических, или сатирических, или трагических».

Отрицательное отношение к лицедейству высказывали и многие Отцы Церкви, и в XIX – начале ХХ века свт. Феофан Затворник, прп. Амвросий Оптинский, св. праведный Иоанн Кронштадтский. Полагаю, что лицедейство по смыслу этого слова осуждалось уже как проявление неискренности и обмана, выдавание себя за другого, что не к лицу христианину. В статье на эту тему диакона Алексея Попова предлагается более существенное объяснение этих церковных запретов: в древности театр был языческим с частными развратными и богохульными театральными действами, которые могли искусить человека, повредить духовному здоровью. Это соответствует действительности, как и сценическое искусство в Новое время атеистической культуры.

В то же время о. Алексей приводит мнения современных духовных лиц, что любое искусство, включая живопись и литературу, может быть и богопротивным, и богоугодным ‒ как об этом сказано в «Основах социальной концепции РПЦ»: «Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Это относится к разным видам творчества: литературе, изобразительному искусству, музыке, архитектуре, театру, кино. Для проповеди о Христе пригодны любые творческие стили, если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу». В наше время есть и православные театры и фильмы, и вполне нравственные спектакли в репертуаре обычных светских театров. И это замечание тоже правильно, хотя и с некоторыми оговорками: наверное, всё же не следует «играть роль Христа».

Однако в отношении советской «фабрики грез» такого оправдания почти не найти: преобладающая на 99% ее продукция, даже в лучших неидеологизированных фильмах, не служила верному пониманию смысла жизни и истории, значению исторической России, разрушенной коммунистами в предательском союзе с ее геополитическими врагами, не проводила четкую границу между мiровыми силами добра и зла, маскировала сатанинскую суть господствующей в СССР марксистско-ленинской идеологии, которая, следует вспомнить, провозглашала уничтожение (позже «отмирание») семьи, нации, религии, убила десятки миллионов не согласных с этим наших соотечественников, откровенно объявляла в своей Программе такую коммунизацию всего мiра и даже в годы брежневского «застоя» власть карала, например, за размножение Евангелия и за нарушение антирелигиозных законов (в воспитании детей и др.).

Даже самые талантливые и знаменитые советские артисты создавали на сцене и на экране лукавые образы «положительных героев-коммунистов», чекистов, полководцев антинародной РККА и коммунистических вождей, нисколько этим не смущаясь и не каясь в этом служении сатанинской богоборческой идеологии. Они были горды своими художественными достижениями, купались в деньгах и лучах всенародной славы как кумиры, и по сей день в РФ им устраиваются торжественные похороны государственного масштаба. Их значение в официальной культуре и даже в истории превышает значение и тех, кого они изображали в числе дореволюционных деятелей, и, разумеется, тех героев и подвижников, кто сопротивлялся оккупационной власти, включая сонм святых Новомучеников.

Не лучше и нынешнее артистическое сообщество, в котором процветают разгульная половая жизнь, супружеские измены, а после смерти их богатства часто становятся причиной скандальных разборок соперничающих наследников, родственников, любовников и любовниц с тестами ДНК и т.п. ‒ всё это на ТВ любит смаковать Малахов в своих вульгарных и пошлых программах, и не только он. Тем не менее и эти лицедеи удостаиваются государственных торжеств в связи с их юбилеями и смертями. Из них (в том числе спортсменов ‒ тоже профессионалов зрелищного жанра) власть лепит влатителей дум, политиков, даже законодателей. И их достижения провозносятся над значением подлинных современных патриотических русских деятелей культуры, честных писателей, ученых, которые обходятся полным молчанием (в сравнении с этими лицедеями трудно забыть, в частности, кончину И.Р. Шафаревича, которую даже не заметили в СМИ).

Такой «мiр искусства» служит не облагораживанию нравов общества, а только их опошлению и разложению. Что поделаешь: какова духовная суть власти ‒ такова и ее «культурная обслуга». К тому же она нужна Олигархату для оболванивания и разложения народа: манкуртским «быдлом» демократам проще управлять, в том числе с помощью зрелищ.

Поэтому сетования православных патриотов на эту безнравственную и нередко кощунственную «культуру» (с ее всплесками в виде «голых вечеринок», «Матильды» или новой экранизации «Мастера и Маргариты» М. Локшиным на государственные 1,2 млрд рублей) ‒ это тоже имитация защиты традиционных нравственных ценностей без указания причины их разрушения. Тем более что для нынешней власти традиционны и советские «ценности».

Подробнее на это тему см. первую статью: Советское кино ‒ фабрика грёз соцреализма

М.В. Назаров
30 января 2024 г.