День Всех Святых, в земле Российской просиявших
13/26.06 (в 2022 г.). — Праздник всех святых, в земле Российской просиявших. Вторая неделя по Пятидесятнице
В первую Неделю по Пятидесятнице Православная Церковь вспоминает Всех своих Святых, но во вторую Неделю отдельным праздником вспоминает всех Святых России, наших Святых, которые нам ближе всех. Это один из примеров того, что национальный патриотизм в Православии не отменяется более высокой ценностью, как любят нам твердить либералы, а остается несомненной и важной ступенькой в иерархии ценностей, которая нуждается в уважении и защите. День «Всех святых, в земле Российской просиявших» празднуется в первое воскресенье Петрова поста.
Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI в., после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась на 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях, но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI–XVII вв. С конца XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями. После петровких реформ это празднование сохранялось только в старообрядческой среде и совершалось в воскресенье после памяти пророка Илии (20 июля).
Инициатором воссоздания праздника выступил историк-востоковед профессор Петроградского университета Борис Александрович Тураев, сотрудник Богослужебного Отдела Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 годов. 15 марта 1918 года он выступил на заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме с докладом, в подготовке которого принимал участие иеромонах Владимирского Рождественского монастыря Афанасий (Сахаров). Доклад содержал исторический обзор чинопоследований русским святым и предложение о восстановлении незаслуженно забытого праздника в честь собора святых Русской земли:
«Составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной её окраине и даже за пределами её в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства. <…> В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, — представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».
Одобренный отделом доклад Тураева был рассмотрен Собором, и 26 августа 1918 г. было принято постановление: «1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских. 2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста». Собор предполагал, что этот праздник должен стать своего рода вторым храмовым праздником для всех православных церквей на Руси. Доработка службы и списка святых было поручена иеромонаху Афанасию (Сахарову).
«Великий Церковный Московский Собор восстановил праздник Всех святых, в земле Российстей просиявших. Установление этого праздника на роковой исторической грани между концом Святой Руси и началом богоборческого Советского Государства, в период пленения народа Русского слугами сатаны, – имело глубочайший религиозный и национальный смысл.
Перед страшной опасностью духовной смерти Русского народа, Православная Церковь установлением этого праздника обратила внимание всех истинно православных русских людей на единственную непреоборимую вечную защиту нашу, безценную сокровищницу Русского Православия – Собор всех его святых!
Этот итог духовных сил нашего исторического прошлого со дня Крещения Руси до революции 1917 года – Православная Церковь поставила на своих хоругвях борьбы с сатанинским злом, как залог будущего непременного возрождения России.
Окаянная смута, в которую Богом попущено было впасть нашей великой Родине, была одновременно и наказанием за все ее грехи, и испытанием всех ее духовных сил, и целебным очищением страстными муками, кровию и слезами омывающими лик народный от искажения образа и подобия Божьяго…
В этот день (во вторую неделю по Пятидесятнице) Православная Церковь неотступно обращается ко всем русским святым и молит их о помощи русскому народу. И святые – помогают! Таинственно и чудно помогают они совершенно необычным путем: они как бы снова идут на мученичество к нам, на землю!..»
Помогают нам и Новомученики ХХ века. «Многие из этих последних уже широко известны всему христианскому міру, но иные никому, кроме Бога, не известны, ибо совершали свои подвиги невидимо для міра… Россия, обильно политая кровью и слезами невинно замученных в безчисленных концлагерях, рассеянных на безпредельных пространствах, – омывает все свои грехи и таинственно-чудно становится постепенно снова Святой Русью!..
И когда-нибудь христиане всего міра будут паломничать в освобожденную Россию и называть ее святой землей мук и крови!..»
В иконе Всех Святых, в земле Российской просиявших, «мы имеем как бы Время, вмещенное в Пространство; множественность святых ликов – превращенную в единство образа самой сущности Русского Православия… – дивную гармонию Соборной Целостности».
(Проф. И.М. Андреев. Джорданвиль, 1948)
В советское время, как было признано в Журнале Московской Патриархии в 1946 г., «эта служба была напечатана в ограниченном количестве, разошлись по рукам участников Собора, не была разослана по епархиям и не получила широкого распространения. Скоро она сделалась редкостью. Распространявшиеся с неё рукописные списки изобиловали рядом ошибок, вставок, пропусков, причём и эти рукописные списки были в очень немногих церквах. Громадное большинство церквей не имело ничего». Лишь в 1946 г. вышла в свет Служба Всем святым, в земли Российской просиявшим, изданная Московской Патриархией, однако дополнения и изменения, внесённые епископом Афанасием, учтены не были. Кроме того, при публикации были допущены цензурные искажения, уничтожавшие все указания на новомучеников: по заданию советских властей эту «правку» выполнил инспектор ЛДА профессор Лев Парийский.
+ + +
Один из светильников Сербской Церкви архим. Юстин (Попович) в статье «О рае русской души», написанной до Второй міровой войны, отмечал:
«У русской души есть свой рай и свой ад. Нигде нет ада более страшного, и нигде нет рая более дивного, чем в русской душе… Русская душа – самое драматическое поприще, на котором безпощадно борются ангелы и дьяволы. За русскую душу ревниво бьются міры, бьются вечности, бьются Сам Бог и сам сатана. …Рай русской души представляют и составляют богоносцы и христоносцы земли русской, русские святые: от святого Владиміра до Патриарха Тихона исповедника. Огромен, чудесен, безконечен рай русской души, ибо огромна, ибо чудесна, ибо безконечна святость славных святых русской земли».
Архимандрит Юстин (Попович)
Тропарь, глас 8-й
Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Кондак, глас 3-й
Днесь лик святых в земли нашей Богу угодивших предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу; Ангели с ним славословят, и вси святии Церкви Христовой ему спразднуют: о нас бо молят вси купно Превечнаго Бога.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.