Рождество Христово
Рождество Спасителя
С Рождением Спасителя нам дана возможность узреть Образ Бога невидимого, ощутить Бога во всей Его безграничной любви к людям. Рождество Христово – это пришествие Сына Божия в мiр, во зле лежащий, для победы над злом через искупительный крестный подвиг и Воскресение – для обновления пораженной грехопадением прародителей человеческой природы. «Он явился для того, чтобы взять грехи наши» (1 Ин. 3:5), «грехи всего мира» (1 Пет. 2:21, 24) – и искупить их Своим жертвенным подвигом победы над смертью.
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле [Палестина была частью огромной Римской империи] … И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли [куда кладут корм для скота в хлеву], потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Евангелие от Луки, гл. 2).
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов [было убито 14 000 младенцев]. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Евангелие от Матфея, гл. 2).
Волхвы с Востока были из Персии
Одновременно с Рождеством Христовым Церковь отмечает память трех волхвов, которые принесли дары родившемуся Божественному младенцу. Краткий евангельский рассказ о поклонении Ему волхвов (Матф. 2:1-12) свидетельствует о том, что и языческий мір, подобно ветхозаветной иудейской Церкви, был приготовлен Божественным Промыслом ко принятию Обетованного Мессии в лице лучших своих представителей – восточных мудрецов. Кто же такие были эти мудрецы, почитаемые Православной Церковью в день Рождества Христова: свв. Мельхиор, Гаспар и Вальтазар? Откуда и почему пришли они в Вифлеем для поклонения воплотившемуся Мессии и как они узнали об этом?
Апостол Матфей не указывает точно той страны, из которой пришли волхвы, а говорит лишь в общем: «от восток приидоша». Поэтому некоторые толкователи полагали, что волхвы могли прийти не только из близлежащих стран, как Персия, но и из Аравии и даже Индии. Однако устоявшееся древнее предание Церкви, выраженное у «свт. Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Феофилакта, называет родиною волхвов Персию.
Слово «волхвы» или «маги» (по-гречески) имело тогда весьма широкий смысл. В Священном Писании так называются чародеи, которые бесовскою силою производят колдовские чудеса. Такое понятие о волхвах имела и ветхозаветная Церковь. При этом в Персии маги были жрецами и вместе с тем учеными: они занимались астрономией и астрологией с целью предсказания будущего. В Вавилоне, как видно из книги «пророка Даниила (гл. 2), маги-халдеи (5-й стих) составляли высшее сословие ученых или мудрецов, над которыми был поставлен начальником не кто иной, как сам Даниил (стих 48). С завоеванием Вавилона персами это сословие во главе с пророком Даниилом было самым почетным при дворе персидских царей (гл. 6 и 7). Так вот, евангельские волхвы, пришедшие поклониться Спасителю, и были последователями того клана мудрецов.
С ученостью эти мудрецы соединяли высокие нравственные качества чистых и благоговейных душ, способных воспринимать Божественные внушения и готовых повиноваться им, что можно видеть уже из того, как они удостоились во сне получить наставление от Самого Бога (Мф. 2:12). Есть основание полагать, что некоторые из волхвов приняли даже религию своего наставника, пророка Даниила, и имели вполне близкие к истине понятия о Боге, имели веру в Него и сохраняли пророчество Даниила о Царе Иудейском, который должен прийти через семьдесят седьмин (Дан. 9:24-25) – то есть с точным указанием времени пришествия Христа. Известно было им и пророчество Валаама о звезде, которая воссияет от Иакова (Числ. 24:17).
Если все так, то нет ничего удивительного в том, что персидские волхвы точно знали время рождения Мессии, и когда появилась в небе ожидаемая ими звезда – они узнали по ней, что родился предказанный Даниилом Царь Иудейский, и пошли поклониться Ему.
Некоторые из отцов и учителей Церкви (Иоанн Златоуст, Киприан, Тертуллиан, Августин и др.), имея в виду слова пророка Давида «Царие Фарсийстии и острови дары принесут… и поклонятся Ему вси цари земные» (Пс. 71:10-11), думали, что волхвы были царями, быть может, предводителями своих племен или начальниками городов.
В святоотеческом предании, называющем родиною волхвов Персию, говорится также: «яко в то время наипаче тамо славно бе учение звездочетское и не можаше кто у них царем быти, аще не первее звездочетства научен будет» (стихира на литии в неделю пред Рождеством Христовым); волхвы также прямо называются персидскими царями. Предание донесло и их имена: Мельхиор – старец с седыми волосами и длинною бородою, Каспар – румяный и безбородый юноша, Валтасар – смуглый человек зрелых лет. В Кельнском соборе хранятся честные главы этих трех волхвов-царей, увенчанные драгоценными коронами.
Таким образом, эти восточные мудрецы, путеводимые Вифлеемской звездою и наставленные в Иерусалиме от книжников, что из Вифлеема «изыдет вождь, еже были в князя во Израили» (Мих. 5:2), пришли в Вифлеем и принесли Ему свои дары: злато, ладан и смирну (Мф. 2:11).«Принесоша ему, – говорит «свт. Димитрий Ростовский, – злато яко царю, ладан яко Богу, смирну [ароматическое вещество горького вкуса как символ горести] яко человеку смертну».
Не смутили мудрецов персидских ни бедность родителей Иисуса, ни хлев с яслями вместо гостиницы: «по просвещающей их тайно Господней благодани, видевше отроча, Бога Его быти познаша, и того ради не точию царю, но и яко Богу Ему поклонишася, поклонением Богу приличествующим…»
Поклонившись Сыну Божию волхвы собирались вернуться в Иерусалим, чтобы сообщить Ироду, согласно его желанию (Мф. 2:8), известие о Младенце, но во сне получили от Бога повеление не возвращаться к Ироду «и иным путем отыдоша в страну свою» (Мф. 2:12).
Согласно статье в «Википедии», узнавание волхвами Христа было облегчено и тем, что тогдашняя религия Ирана (в отличие от других соседних народов) – «зороастризм исповедовал монотеизм, т.е. веру в единого Бога. Авеста (священная книга зороастрийцев) так же как и Библия, обещает приход Спасителя в мiр. Основной темой зороастризма является противостояние добра и зла и выбор человека между ними. Иранцы (персы) увидели в иудейском народе духовных единомышленников, поскольку евреи также как и персы не поклонялись идолам, а чтили единого Бога. [Поэтому] вскоре после своей победы над Вавилоном Иранский правитель Кир освобождает евреев которые находились в Вавилонском плену. Он отправляет их на родину и повелевает восстановить храм. Снабжая всем необходимым для этого». Поэтому ветхозаветные пророчества о Мессии были персам весьма близки, хотя они и не понимали это достаточно четко.
«Волхвы прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска в 7000 человек. По возвращении в свою страну они предались созерцательной жизни и молитве, и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему мiру, то апостол Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда прибавляет, что их мощи впоследствии были найдены царицей Еленой, положены были сначала в «Константинополе, но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кельн, где их черепа, как святыня, хранятся и доселе. В честь их на Западе установлен был праздник, известный под названием «Праздника трёх царей» (6 января н. ст.) и они сделались покровителями путешественников. Вследствие этого последнего обстоятельства имена их нередко употреблялись для названий гостиниц». От принесения даров Христу волхвами идет христианская традиция делать рождественские подарки.
Дары волхвов поныне сохранились в монастыре св. Павла на «Св. горе Афон. Это 28 небольших золотых пластин разной формы – трапеция, четырехугольник, многоугольник; на каждой – тончайший филигранный орнамент, который ни разу не повторяется (возможно, в такой вид дары волхвов были преобразованы позже из более простых предметов). Ладан и смирна – около 70 небольших шариков величиной с маслину. Помещены дары в небольшие ковчежки – мощевики. От даров исходит благоухание. Иногда их выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и тогда благоуханием наполняется вся церковь. Монахами замечено, что дары исцеляют одержимых нечистыми духами.
В этом важном событии весьма примечательно, что первыми благовестниками о воплощении Мессии стали мудрецы-язычники, а не иудейские священники того времени, ждавшие Мессию согласно иудейской религии и даже знавшие место его рождения. Это означало, что иудейское духовенство, под воздействием соблазна сатаны о национальной богоизбранности евреев для господства над всеми народами, уже было подвержено глубокой духовной порче и ждало «иного» мессию, который «придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43), – о чем свидетельствовал вскоре и Сам Христос: «Ваш отец диавол» (Ин. 8:44).
Было бы очень полезно вдуматься в этот факт и нашим «неоязычникам, твердящим о том, что «Библия – программа жидовского закабаления мiра» и что «христианство подбросили нам жиды».
М. Назаров
Использованы материалы:
«Русский паломник (1893, № 52)
Статья «Волхвы» в «Википедии».
Какой «национальности» был Иисус Христос?
На эту тему порою разгораются жаркие споры. Например, на форуме диакона Андрея Кураева таковая дискуссия была начата с утверждения «Христос по национальности Еврей» проповедью епископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Да смолкнут уста нечестивые!» из книги «Благодатный жар покаяния»:
… Недавно с крайним удивлением я услышал, что слова мои о Пресвятой Богородице в одной из проповедей моих, в которой я сказал, что Она была еврейкой, весьма неприятно поразили некоторых из вас… Говорят они: «Как, и Иисус Христос был евреем?! Что же, мы, значит, покланяемся распятому на Кресте еврею!?»
О, Господи мой, Господи! Как поразили меня эти безумные слова, это полное незнание священной истории, это нечестивое рассуждение. Неужели вы не знаете, что праотец наш Авраам был родоначальником народа израильского, т.е. народа еврейского! Неужели не знаете вы, что все пророки святые были евреями? Неужели никогда не читали в послании святого апостола Павла к евреям такие слова: «Известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина»? Что такое колено Иудино? Колено Иудино — одно из 12 колен, из 12 родов, на которые делился народ израильский, народ еврейский.
Так что же, что Христос был еврей, некоторым неприятно. Почему это может быть неприятно? Почему может быть неприятен тот народ, который был избран Богом, отмечен Богом, почему? Потому, что у нас еще держатся застарелые антипатии к евреям. Так надо вырвать с корнем эту антипатию. Если это Богом избранный народ, то мы должны относиться к нему с глубоким уважением, с любовью.
Ведь христианство началось из недр народа еврейского, первые христиане были все евреями. Не должны ли мы поэтому любить тот народ, из которого воссиял Христос, из которого приняло начало и христианство наше?..
Да смолкнут же уста нечестивые, смеющие говорить грубые издевающиеся над Христом слова, о которых сказал я: «Неужели мы поклоняемся распятому на кресте Еврею?!» Да, будем, будем поклоняться, ибо этот еврей был Сын Божий…». (1947)
Такая аргументация епископа Луки нам кажется не вполне уместной, тем более как аргумент против т.н. «антисемитизма».
Поскольку еврейская национальность зарекомендовала себя в последние две тысячи лет во всех народах не лучшим образом, то принадлежность к ней мало кому кажется приятной. Было бы наоборот – соперничали бы за честь принадлежать к еврейству. Это главная причина данного спора. Поэтому язычники-юдофобы, желая уязвить русских православных христиан, называют Христа «евреем». Некоторые христиане-юдофобы по той же причине горячо отрицают это, приводя аргументы, что Богородица и Иисус были галилеянинами, Христос говорил на арамейском языке, черты лица у него арийские, как и обнаруженная на Плащанице группа крови, и т.п.
Однако дело, нам кажется, совсем не в этом. Несомненно, что Сын Божий воплотился в избранном (точнее: созданном) для этого еврейском народе, в его лучшей и чистой малой части – в Ветхозаветной Церкви, в потомстве Царя Давида (и Иосиф Обручник, и Пречистая Богоматерь происходили из этого рода). То, что Мессия воплотился именно в этом центральном народе истории, которому было дано такое обетование Самим Богом, но он отказался от этого избранничества – в этом духовная логика всего Священного Писания, смысла истории, трагедии богоизбранного народа, предпочевшего избрать себе иного «отца» и стать сатаноизбранным для сатанизации и разрушения мiра. В великом призвании и великом падении богоизбранного народа – стержень драмы человеческой истории. Тот, кто отрицает первоначальную богоизбранность евреев, – не способен понять «смысл истории, завершающейся на наших глазах так, как описано в Апокалипсисе.
Однако придало ли это воплощение «национальность» Сыну Божию на время Его земной жизни? С одной стороны – да, потому что Он обрел человеческую плоть от еврейской Девы (и у Нее, Чистейшего Сосуда, вместившего Бога, не было никаких причин стыдиться своего еврейства, наоборот: тогда благочестивое еврейство, иудейство, было полной противоположностью нынешнему талмудическому). В этой плоти Христос общался с еврейским народом, проповедовал среди него, страдал, был распят этим народом по наущению его вождей.
Но с другой стороны, в символе веры о Христе говорится: «И во единаго Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век». Можно ли говорить, что Сын Божий был рожден с какой-то человеческой национальностью, если Он был рожден Богом Отцом и существовал еще прежде начала времени, до создания земли и человечества, и до появления еврейского народа? Далее в символе веры говорится: «и воплотившагося от Духа Свята и вочеловечшася». То есть в Богородице Марии Он потом вочеловечился, не сказано «воевреился» только для евреев. Так что, говоря о Рождестве Христовом, мы имеем в виду его Воплощение в человеческом облике для всех людей, а не для освящения еврейской крови и плоти как безгрешных на все времена. Да и плоть еврейского народа ведь тоже не изначально была «еврейской» (она создана Богом в Адаме, от которого имеют свою плоть все народы), то есть эта плоть изначально создана всечеловеческой, и стала называться «еврейской» с Авраама.
Так стал ли воплотившийся Христос именно «евреем» – или же просто вочеловечился в еврействе? Ведь Он не перестал быть Сыном Божиим, «рожденным прежде всех век», и пришел Он в мір для всего человечества, а не только для еврейского народа – это было лишь место пришествия. Его при этом приветствовали волхвы-неевреи, а еврейские вожди обрекли на распятие. Христианство было воспринято в основном иафетическими (европейскими) народами, а не евреями. Поэтому называть Христа «евреем» по крови в целях национального возвеличивания еврейства – значит неподобающе умалять предвечное Богочеловечество Сына Божия (для искупления людей из всех народов). Тем более, что ныне слово «еврей» имеет несколько оттенков смысла, и не подобает втискивать Христа-Спасителя сегодня – неважно в каких целях: филосемитских или «антисемитских» – в плотские рамки того ныне духовно переродившегося, обуянного национальной гордыней племени, которое само отказалось считать Его Своим Мессией.
И неужели, вознесшись на Небо, Сын Божий забрал с собой и «национальность», в которой временно действовал в земной жизни для спасения всех людей? Нуждается ли Он в ней (кровной национальности духовно переродившегося бывшего богоизбранного народа, ставшего сатаноизбранным), сидя на Небесех одесную от Своего Отца? Нуждается ли в какой бы то ни было «национальности» Сам Бог Отец, которого иудеи и жидовствующие тоже часто пытаются национализировать термином «еврейский Бог»? Бог существовал вечно, еще до появления евреев, и истинные дети Его – во всех народах, а не только в еврейском. Делается это иудеями с целью объявить «богохульной» любую критику любого еврейства, в том числе антихристианского жидовства со всеми его преступлениями.
Тем более что о «национальности» избранного народа сказано апостолом Павлом: «Не все дети Авраама, которые от семени его… То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети по обетованию признаются за семя» (Рим. 9:7–8). «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29). Так что пора неоязычникам прекратить талдычить нам о «преклонении христиан перед еврейским Израилем». Наш Израиль – это новый народ Божий: Церковь. – Это и есть подлинная «национальность» Христа: Он по земной Своей природе – Всечеловек.
М. Назаров
См. также поздравление издательства «Русская идея» с праздником Рождества Христова.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.