Союз русского народа на Алтае

Сведения об авторе:
Дегтярёв Дмитрий.

Родился в 1982 году. В 1999 году окончил среднюю школу и поступил в АлтГу, факультет политических наук, специальность политология. С 1999 года — соратник РНЕ, с 2001 — член НДПР. 2005-2006 годы — служба в ВС РФ. В 2007 году окончил курсы подготовки младшего офицерского состава, лейтенант запаса. В настоящее время — простой рабочий-строитель.

Союз русского народа на АлтаеСоюз русского народа на Алтае.
(Страницы истории нашей малой Родины)

Можно много говорить и спорить о «черносотенцах», но факт остается фактом – из отечественной истории невозможно вычеркнуть эти страницы. Мы достаточно много знаем о дореволюционном русском националистическом движении в европейской части нашей Родины, но крайне мало известно о сибирских региональных отделах Союза русского народа. Был такой Отдел и в городе Барнауле, столице Барнаульского уезда Томской губернии. К сожалению, информации на интересующую нас тему крайне мало. Доступные исследователям материалы по истории Союза русского народа на Алтае хранятся в краевом архиве. А ведь самое интересное – работа непосредственно с архивом Барнаульского Отдела Союза русского народа. Где он находится, пока неизвестно. И вообще, имеется – ли он в наличии хоть где – нибудь?

Хочется сразу заметить, что к Барнаульскому погрому 23 октября 1905 года наши местные «черносотенцы» никакого отношения не имели, их в то время просто не было. Конечно, русские националисты в городе были, но они не были организованной силой. Поэтому обвинять в погроме Союз русского народа или любую другую национал – монархическую организацию исторически неверно. Более того, этот погром носил антисоциалистический характер и начался стихийно, снизу. Это был ответ народных масс на выступления социалистов против Манифеста 17 октября 1905 года. На мой взгляд, основную роль в неприятии антиправительственных выступлений сыграл патриархальный склад ума русских людей, вера в народного Царя – батюшку. Так что националисты – монархисты к этому не причастны.

Барнаульский Отдел Союза русского народа был создан 7 августа 1907 года. Губернская газета «Сибирская жизнь» сообщила, что на собрании присутствовало до 60 человек, в том числе и любопытствующих. Известно, что на этом организационном собрании была заслушана речь местного националиста – Е.П. Клевакина, а также гостя из европейской России — некоего Белинского. («Сибирская жизнь», 1907, — №96). Решением собрания, городской голова Поляков получил приглашение участвовать в работе вновь созданного Отдела Союза. Он ответил отказом, сославшись на статью закона, запрещающего должностным лицам состоять в политических партиях и союзах. (Письмо И.Полякова Е.П. Клевакину от 8 августа 1907 года, ЦХАФАК, ф.77, дело №9, лист 10). Также на этом учредительном собрании был избран состав Совета Отдела, председателем стал Евгений Поликарпович Клевакин, чиновник в отставке. Казначеем Отдела избрали отставного штабс – капитана Дмитрия Чередова. Была отправлена телеграмма в Главный Совет Союза русского народа с просьбой о высылке необходимых документов и материалов для открытия Отдела и его последующей работы. 21 сентября 1907 года пришел ответ за подписью А.И.Дубровина. К телеграмме прилагалась посылка, которая, в числе прочего, содержала в себе программные материалы (Копии Устава и Программы Союза русского народа) и «Удостоверение на открытие Отделов Союза русского народа» под номером 3260. (Телеграмма Главного Совета Союза Русского Народа Е.П. Клевакину, ЦХАФАК, ф.77, дело №9, лист 11).
Сразу наметились основные направления работы Отдела:
-объединение «истинно Русских людей»,
-просвещение народа,
-борьба с врагами самодержавия,
-работа негласного цензора и смотрителя за общественной  нравственностью.
Когда Барнаульский Отдел Союза русского народа начал свою практическую деятельность, сразу же на поверхности оказались серьезные проблемы в организации и финансировании. У Председателя Отдела Клевакина были грандиозные планы. Так, на Первом Общем собрании членов Барнаульского Союза русского народа, 7 июля 1908 года на повестку дня было вынесено три вопроса, касающихся проблемы финансовых средств:
1.Содержание чайной – читальни. Общая сумма на этот проект – 300 рублей в год.
2.Книжный киоск, 180 рублей в год.
3.Партийное знамя, 60 рублей.
Евгений Поликарпович Клевакин – Председатель Совета Отдела долго сетовал по поводу катастрофичесской нехватки денег: «…А в кассе Отдела было, что и десятка рублей не было» — говорил он.

Также на этом собрании были подведены итоги деятельности Отдела Союза на период с момента создания и до конца июня 1908 года. Так, по настоянию членов Союза русского народа были отменены два спектакля, в ноябре 1907 и в июне 1908 года. Это аргументировалось тем, что, по мнению союзников, в них содержались элементы порнографии и кощунства. Было отмечено, что Барнаульский Отдел Союза русского народа в нравственном отношении стоит очень высоко и заслужил высокую оценку Томского Губернатора, который пригласил товарища Председателя И.П.Трусова быть делегатом на церемонии освящения знамени Томского Губернского Отдела Союза русского народа. (Заявление Е.П. Клевакина от 7 июля 1908 года, ЦХАФАК, ф.77, дело №9, лист 17 – 18). Помимо этого подчеркивалось, что деятельность Барнаульского Отдела была отмечена Министром Императорского Двора бароном Фредериксом. Причиной этому были телеграмма членов Барнаульского Отдела Союза русского народа Николаю Второму и торжественный молебен, инициированный членами Отдела в честь спасения Императора и его семьи на яхте «Штандарт». (Телеграмма членов Барнаульского Отдела Союза русского народа Императору Николаю Второму, ЦХАФАК, ф.77, дело №9, лист 12; Телеграмма МВД Томского Губернатора Председателю Барнаульского Отдела Союза русского народа Е.П. Клевакину, ЦХАФАК, ф.77, дело №9, лист 13 – 14).

Знаковым событием в истории Барнаульского Отдела Союза русского народа стало получение 13 августа 1908 года разрешения Барнаульской Городской Думы на открытие чайной – читальни и книжного киоска. Чайная – читальня действовала на Сузунской улице, дом Татарникова (точное местонахождение не известно), современная улица Интернациональная. Книжный киоск работал в самом центре города того времени, на Соборной площади, современная площадь Свободы. Особо интересным кажется то, что в строительстве этого киоска принял участие известный деятель русского национального движения, протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов.

Стоит заметить, что в числе прочих проблем, внутри Отдела обострилась борьба за пост Председателя. Претендентов было двое: действующий Председатель – Евгений Поликарпович Клевакин и казначей Отдела — Дмитрий Чередов. Разразился внутренний скандал. В конечном итоге, Председателем Барнаульского Отдела Союза русского народа становится Чередов, Клевакин был вынужден написать заявление об оставлении поста Председателя по собственному желанию. Необходимо отметить, что, согласно Уставу Союза русского народа, первый председатель Отдела оставался на положении почетного члена Совета Отдела пожизненно.
Местная либеральная интеллигенция злорадно кликушествовала в те дни. Газета «Сибирская жизнь» опубликовала в 1908 году т.н. «Барнаульский фельетон» (Чуть не обсоюзились). Вот он:

В один прекрасный праздничный день поехали мы с приятелями к монастырю подышать в бору свежим смолистым воздухом.
Едем через Заячью. (До революции – простонародное название Зайчанской слободы. Прим. авт.)
—    Господа – товарищи! а как же мы будем дышать, коли самого главного с собой взять забыли? – спрашиваю я;
—    Без «главного» нельзя! – согласились со мной товарищи: ибо на чистом воздухе единое есть на потребу. А вот тут есть винопольная лавочка.
—    Приворачивай.
Зашли мы гурьбой в лавочку, и нас встретил убеленный сединами старец апостольского вида.
Пока мы получали сдачу, старец благожелательным тоном спрашивает нас:
—    Не желаете – ли, господа, вступить в члены союза истино – русских людей?
—    А разве приглашение в союз возложено теперь уже на продавцов в винных лавках? – спрашиваю я.
—    Нет, этого распоряжения пока еще не сделано. Я вас приглашаю как председатель сдешнего отдела. Моя фамилия Чередов, офицер в отставке, отрекомендовался старец.
Кроткий вид старца чуть не увлек всю нашу компанию в союз, но мы торопились на лоно природы подышать, благо – «самое главное» было уже в наших объятьях.
Опоздал старина. Если бы он поставил нам условием при отпуске водки свое предложение, быть бы нам в союзе. Д – ръ.» («Сибирская жизнь», 1908, — №199).

К 1910 году Барнаульский Отдел союза русского народа практически прекращает свое существование. Русское национально — монархическое движение не получило на Алтае широкого распространения. Кроме города Барнаула отделов Союза русского народа, как, впрочем, и других подобных организаций, на территории современного Алтайского края создано не было. Стоит отметить, что подобная ситуация с деятельностью русских националистов начала двадцатого века имела место и в других районах Сибири. Для сравнения: «Союз русского народа в Тобольске никакого успеха не имеет. Так, например, по словам «Тобольского края», 1 – го апреля было объявлено в Знаменском монастыре при семинарии чтение Союза русского народа. Чтение пришлось отменить, ибо на чтение явилось менее десяти человек.» («Сибирская жизнь», 1907, — №5).

Интересным кажется тот факт, что первый Председатель Барнаульского Отдела Союза Русского Народа – Е.П.Клевакин, продолжал оставаться значительной в городе фигурой вплоть до Февральского переворота 1917 года. Дело в том, что по Барнаулу «поползли» слухи о якобы готовящейся «патриотической манифестации». Одним из организаторов данного мероприятия значился Е.П.Клевакин. Местные либералы настолько перепугались, что даже собирались отряжать команду для ареста наиболее активных и последовательных сторонников самодержавия. (Из воспоминаний П.А.Казанского. // Революционные события и гражданская война в Алтайской губернии. 1917 – 1922: Хрестоматия / Издание управления архивного дела администрации Алтайского края и комитета по образованию администрации Алтайского края. – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2001, С.21 – 23).

В чем же причины? Во – первых, Союз русского народа был более всего популярен в регионах Российской Империи, где имели место серьезные межнациональные противоречия. Сибирь никогда не видела таких конфликтов, они были ей просто неведомы. Во – вторых, Сибирь не знала пресловутого «еврейского вопроса», иудеев здесь никогда не было. В – третьих, испокон веков Сибирь была местом ссылки социалистов и либералов всех мастей, их идеи получили широкое распространение, что сильно помешало распространению русской националистической идеологии среди местного населения.

Дмитрий  Дегтярёв