10.01. (23.01). — Память свт. Феофана, Затворника Вышенского

Свт. Феофан Затворник (10.01.1815–6.01.1894), в міру миру Георгий Васильевич Говоров, родился в семье сельского священника в селе Чернавское Орловской губернии. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С 1856 г. архимандрит Феофан – настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. – ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии.

В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства. С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимiрской кафедре.

В 1866 г. удалился в Вышенскую обитель, где и пребывал до своей кончины. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор, где провел 22 года. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать – это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Замечательно огромное духовное богатство, оставленное нам святителем Феофаном в виде письменных творений – этого «пробного камня» правильного подхода к духовной жизни в наше лукавое время, когда столь многие увлекаются всякими ветрами всевозможных лжеучений… Своими трудами святитель оказал большое влияние на множество людей, искавших пусть к истине в столь трудное время.

Находясь в глубине затвора, епископ Феофан еще в 1860-1870 гг. прозревал духом своим то страшное бедствие, которое надвигалось на не устоявший в верности своему Православию русский народ, и грозно предостерегал о неизбежно ожидающей его каре Божией и притом именно в форме кровавой революции:

«Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, – в св. мощах и чудотворных иконах, разсеянных по всей России! И, однакож, во дни наши начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестанство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и геологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет: зловерие и неверие поднимают голову; вера и Православие слабеют. Ужели же мы не образумимся? И будет, наконец, тоже и у нас, что, например, у французов и других… Что там сделалось в малом объеме, того надобно ожидать со временем в больших размерах…».

Святитель ясно указывает причину грозящей нам катастрофы в нашем неразумном увлечении чуждой нам по духу полуязыческой, отрекшейся от Христа культурой Запада: «Западом и наказывал и накажет нас Господь… Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо… Нас увлекает просвещенная Европа», – говорит он: «Да! Там впервые возстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему» («Мысли на каждый день года»).

Видя источник зла, предвидя, что «это не пройдет нам даром… что и мы на пути к революции», кротчайший и любвеобильнейший святитель Феофан ради спасения России предлагает самые решительные, радикальные меры. «Надо, – говорит он, – свободу замыслов пресечь – зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением, материальные воззрения запретить под смертной казнью».

А в своей проповеди на день Рождения Наследника Цесаревича, произнесенной 8 сентября 1864 г., свт. Феофан предрек: «Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, и так сильно и полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и Народность. Вот что надобно сохранять! – когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским…» («Слова»).

Дни памяти: Январь 10, Июнь 16 (Перенесение мощей).

(Использована работа архиеп. Аверкия (Таушева) «Провозвестник кары Божией русскому народу»)

+ + +

Напомним слова святителя Феофана Затворника о значении царской власти из его Беседовательного толкования Второго Послания к Солунянам:

Надо «под Римским царством разуметь царскую власть вообще… царская власть, имея в своих руках способы удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, то и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть удерживающее. Когда же царская власть падет и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно… Некому будет сказать вето властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут. И так, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовских стремлений, тогда и антихрист явится».

Наше время дает также все больше поводов вспоминать подлинно пророческие слова свт. Феофана о том, что в последние времена «имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – только видимость, внутри же отступление истинное» (Толкование на Послание к Солунянам, стр. 192).

Источник:  www.rusidea.org