ЕВРЕИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Владимир Можегов


Множество параллелей между иллюминизмом и якобинством не оставляют сомнений в тесной связи обоих движений. Дух иудаизма, который только просвечивает в иллюминизме, вспыхивает в якобинстве по-настоящему ярко. Будто сама природа узнает здесь себя, воскрешая и отбрасывая двухтысячелетние тени: Бар Кохба… раби Акива… Киренаика… Карфаген…

Любимый девиз Вейсгаупта «цель оправдывает средства», которому якобинцы придали форму: «благо есть все, что идет на пользу революции», в сущности представляет собой кальку с иудейских представлений, согласно которым добро есть то, что идет на пользу Израиля. Плодом иудейской стратегии «революции против мировых царств» является и любимый афоризм Вейсгаупта: Tons les rois et tons les pretres Sont des fripons et des traitres (всe короли и священники — лгуны и мошенники). Якобинцы заимствовали не только «религию разума» Вейсгаупта, но и его практику переименования месяцев христианского календаря. Ту же традицию продолжало массовое сожжение христианских церквей (синагоги якобинцы обыкновенно щадили).

Манифестации чувственности, всех видов феминизма, оправдание самоубийства – все это было в характере обоих сект. Смерть называлась в иллюминизме «вечным сном», сообщает Робисон. Известно, что транспарант с тем же девизом: «Смерть – это вечный сон» якобинцы вывешивали над парижским кладбищем

Совсем не кажется удивительным то, что в ответ на воззвания Якоба Франка сыны Израиля слетелись в революционный Париж со всех уголков Европы, а также французских Эльзаса, Бордо, Байонна и Авиньона. (То же будем наблюдать и в русскую революцию, и в Испании 1936-го года). Замечательно, что в своей последней речи, которая стоила ему жизни, Робеспьер говорит о засилье в якобинском движении иностранцев.

Да и сама природа якобинского террора, как мы уже отмечали, говорит сама за себя. Евреи, принявшие участие во французской революции, тяготели именно к якобинству стремясь, по своему обыкновению занять лидирующие места в движении. Известно, что на традиционно еврейском Юге Франции были якобинские клубы, состоящие исключительно из евреев. Что в Байонне, где обосновались евреи, покинувшие Испанию и Португалию, в 1793–94 гг. действовал чисто еврейский якобинский клуб имени Ж.-Ж. Руссо. Однако, информации о том, как обстояли дела во всех в якобинских клубах (которых насчитывалось более восьмисот в стране) попросту нет.

Мало что можно утверждать достоверно и о еврейском происхождении якобинских лидеров. Ясно лишь, что гильотинированные родственники Якоба Франка, братья Добрушка, были здесь далеко не единственными.

Известно, что из крещённых евреев происходил Жан-Поль Марат (Frantz Funck-Brentano, Marat, ou le Mensonge des mots, Paris, Grasset, 1941). что еврейские корни имели Давид и Жан-Луи Эммери. О Робеспьере судачили, что он происходил из эльзасских евреев, а о Дантоне как о польском еврее.

Многие евреи заняли должности в революционном правительстве, как например, известные в Париже Хаззан (секретарь Комитета общественной безопасности), Азур, Вейссвелер, Лазар Иелер. Помимо братьев Добрушка на гильотину были отправлены также два сына ганноверского еврея Л. Кальмера, разбогатевшего на поставках во французскую армию и купившего себе баронский титул. Причем один из них пострадал как роялист, а другой, Исаак Кальмер, «санкюлот с двумястами тысячами ливров годового дохода, председатель революционного комитета в Клиши», как якобинец.

Бернар Лазар называет в числе революционных евреев Жозефа Равеля, члена генерального совета Коммуны, казненного после Девятого термидора, и члена партии эбертистов Якоба Перейру.

Из панегрической книжки Леона Кана (1851-1900) «Парижские евреи во время Революции» (Leon Kahn, Les Juifs de Paris pendant la Révolution, 1898) узнаём о еврее Розентале и его карательном легионе, посланном против Вандеи и обращенном в бегство, о еврейских охранниках королевской семьи, заключенной в замок Темпл; о некоем старьевщике Залкинде Гурвице, энергичном конфискаторе церковного имущества.

А также о том, что еврей по имени Ланг убил троих из пяти швейцарских охранников у подножия лестницы в Тюильри 10 августа; что евреи были замешаны в краже драгоценностей короны 16 сентября 1792 года; что именно Клутц и еврей Перейра, а не Эбер, Шометт и Моморо, отправились к архиепископу Гобелю в ноябре 1793 года и с помощью угроз вынудили его отречься от христианской веры. А также посланце иллюминатов еврее Эфраиме, прибывшим во Францию от имени Фридриха Вильгельма II (Неста Вебстер).

В завершении первого года революции евреи обращались к Национальному собранию, требуя «вознаграждение за рвение, проявленное нами в ускорении революции»: «вот уже полгода мы (евреи) усердно выполняем все обязанности… и в этой памятной революции мы осмеливаемся сказать, что нет ни одного из нас, кто бы не проявил себя». (Nouvelle Adresse des Juifs à l’Assemblée Nationale, le 24 décembre, 1789)

Автор — Владимир Можегов